В понедельник, 6 ноября, в 80-ю годовщину освобождения от фашистов Киева Красной армией Тринадцатая симфония Шостаковича прозвучит в Москве, в «МТС Live Холл». Ее исполнят Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под руководством народного артиста СССР Юрия Башмета и три хора — Московская мужская еврейская капелла, Государственная академическая капелла России имени Юрлова и Государственный академический русский хора им. Свешникова.
Но прозвучит симфония не сразу, сначала зрителей ждет рок-музыка, а также стихи Евгения Евтушенко в исполнении знаменитых артистов Ларисы Долиной, Дмитрия Харатьяна, Леонида Каневского, будут звучать и стихи молодых поэтов о тех событиях. И все это на фоне выставки о Холокосте, которую пять лет назад показывали в ООН.
«Мы хотим, чтобы это именно было — разговор, потому что нам так не хватает диалога. С другой стороны, это будет как восхождение на вершину горы, а на вершине мы услышим симфонию, которой будет дирижировать Юрий Башмет», — рассказал режиссер мультимедийного проекта «Бабий Яр», живущий в России немец Ханс-Йоахим Фрай.
Сам Юрий Башмет уверяет, что пока еще не приступил к репетициям, но для него это будет не первое погружение в эту великую музыку. Когда-то дирижер исполнял ее с оркестром Большого театра, тогда текст читал сам Евтушенко.
«Я с дрожью подхожу к этому произведению, — признался маэстро на пресс-конференции, которая прошла в ТАСС. — И то, что оно звучит именно на фоне тех событий, которые происходят на Украине и в Палестине, это совпадение, проект задумывался года два назад, но, я думаю, что это происходит не напрасно. Потому что классическая музыка дает возможность увидеть общую картину происходящего, а не отдельными моментами, и этого нам сегодня также не хватает».
Произведения более созвучного сегодняшним дням, чем Тринадцатая симфония Дмитрия Шостаковича, трудно себе представить. Даже в истории ее появления на свет — столько созвучных с современностью рифм, что, кажется, эти слова и музыка написаны для нас, а тогда, в шестидесятые, была лишь их репетиция — на восприятие душой и совестью.
Все началось на строительстве Каховской ГЭС, где поэт Евгений Евтушенко познакомился с очевидцем расстрела евреев в местечке Бабий Яр на окраине Киева в сентябре 1941 года, писателем Анатолием Кузнецовым. Когда в 1961-м Евтушенко пригласили в Киев с концертом, он попросил Кузнецова показать ему место массовой казни. К тому времени уже многие знали, что здесь были расстреляны в годы войны не только евреи, но и большевики, цыгане, пациенты психбольницы и даже игроки киевского «Динамо». Всего от 130 до 200 тысяч человек. Но память о них была засыпана тоннами строительного мусора. По одним из воспоминаний Евтушенко спросил у Кузнецова — доколе? И тот тихонько объяснил — понимаешь, старик, дело не столько в антисемитизме, сколько в том, что среди участников тех расправ были украинские националисты, те, которых вроде бы в Стране Советов не существует.
То, что это произведение вновь звучит на фоне страшных событий, — неслучайно, уверен Юрий Башмет
Евтушенко за одну ночь написал знаменитое стихотворение «Бабий яр». После публикации стихотворения в сентябре того же года его перевели на 72 языка. Шостакович, прочитав «Бабий Яр», сначала написал вокально-симфоническую поэму, но скоро она выросла в пятичастную симфонию. Помимо «Бабьего Яра» в ее основу легли еще четыре стихотворения Евтушенко — «Юмор», «В магазине», «В страхе» и «Карьера». Все они, так или иначе, о вечном конфликте между теми «проклинавшими» и «проклятыми». И разве не о сегодняшнем дне?
«Нас не сбили и не растлили,
И недаром сейчас во врагах,
Победившая страхи Россия,
Еще больший рождает страх».
Симфонию во время репетиций нещадно громили, всех яростнее — Хрущев: «Зачем порождать эту рознь?». Евтушенко написал «дорогому Никите Сергеевичу» извинительное письмо, что-то переписал, сгладил. Но Тринадцатую симфонию Шостаковича вскоре после премьеры в Консерватории тихо, негласно запретили.
И вот новая страница. И снова симфония Шостаковича — как тест на совесть — звучит под хронику чудовищных событий.
6 ноября будет также презентована книга об истории создания и поэмы Евтушенко и Тринадцатой симфонии с письмами, которые поэт получил сразу после публикации в «Литературке». Генпродюсер проекта Игорь Сандлер уверен, что и книга, и музыка должны прозвучать как колокол мира, который так нужен всем. Проект «Бабий Яр» будет ежегодным.
Комментарии