Выставка азербайджанских ковров представлена в Музее Востока

Выставка азербайджанских ковров представлена в Музее Востока

Ковер. Вышивка. Плакат. В Музее Востока сегодня открывается выставка «Эхо советского Азербайджана». На ней представлены изделия мастеров 20-х — 70-х годов прошлого века. Многие из них служили предметами наглядной агитации.

Этими коврами не украшали стены домов. Их делали под заказ. Группа художников разрабатывала сюжеты, которые утверждал худсовет. Как правило, они были связаны с трудом, учебой, устремлением в светлое будущее. На этом — брутальный нефтяник и пионер в окружении женщин — стоят на фоне индустриального пейзажа.

«Новшеством являются портретные ковры. Делали ковры с изображением вождей, политических деятелей, деятелей культуры и не только Советского Союза, но и зарубежных деятелей, и потом они, как дипломатические дары, дарились в эти страны», — пояснила куратор выставки Ширин Меликова.

Эти ковры с изображением Ленина размерами особо не впечатляют. Знаменитый ковер десять на семь, который состоит из тридцати семи миллионов узлов, на выставку привезти не удалось. Как и со Сталиным, который демонстрировался на ВДНХ. Но все они — и большие, и маленькие — делали в артелях, созданных в 28-м году. На фотографиях показан процесс производства. Ткали вручную женщины. Вначале на деревянных, потом на металлических станках. Традиционный орнамент потеснили символы времени.

«Традиционно в картушах азербайджанских ковров в XIX — начале XX века размещались фрагменты произведений восточных поэтов или канонические суры. Здесь же мы видим сюжетные композиции. Здесь — все исторические памятники Азербайджана, досуг семьи и все промыслы», — уточнила Ширин Меликова.

Не только ковры, но и вышивка не избежала новых веяний. Здесь — пионеры, стахановцы, ученые. Темы не привычные для ментальности того времени. Эти панно вышиты с 23-го по 28-е годы ученицами художественного техникума. Рисунку и композиции их учили художники, приехавшие из России.

«Причем представители разных направлений искусства. Соцреалисты, авангардисты — каждый творил в своем стиле, и в результате мы имеем некий микс этих панно», — рассказала куратор выставки Мария Филатова.

И везде — тема освобожденной женщины, получившей равные права с мужчиной. Вот прекрасная половина разбирается с трактором. Слушает учительницу, в руках которой книга. У женщин открыты лица. Они сбросили чадру.

«В тот момент актуальной была тема снятия чадры, освобожденная женщина Востока. Характерный признак зарождающего советского государства. Даже существовали, мы бы сейчас сказали, перформансы — сжигание паранджи на площадях. Собирали людей, выстраивали женщин, и они сбрасывали свои чадры в огонь», — добавила Мария Филатова.

Советская символика на азербайджанских коврах и панно исчезла после распада Советского Союза. Эти свидетели эпохи стали музейными экспонатами — отрезок истории с 1920 по 1970 годы.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>