В Лондоне прошла 77-я церемония вручения премий Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA). Ее триумфатором стал «Оппенгеймер» Кристофера Нолана, забравший семь наград из четырнадцати, на которые претендовал, включая «Лучший фильм». Второе место заняли «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса с пятью призами. Комментирует Юлия Шагельман.
Развернуть на весь экран
В этом году церемония во второй раз проходила в концертном зале Royal Festival Hall на южном берегу Темзы, что дало повод некоторым из победителей, например Кристоферу Нолану и его жене, а по совместительству — одному из продюсеров «Оппенгеймера» Эмме Томас, поделиться приятными воспоминаниями о том, как они приходили сюда детьми на концерты и кинопоказы. Теперь они сами поднялись на сцену уже лауреатами главной национальной кинопремии.
Ведущий церемонии актер Дэвид Теннант открыл ее видеороликом в стиле своего популярного сериала «Постановка». После разыгранного с помощью Майкла Шина, Тома Хиддлстона, Джуди Денч и других заметных лиц британского актерского цеха комического дивертисмента на тему «с кем оставить собачку» Теннант появился в зале в парадном килте, держа под мышкой ту самую собачку, которую он быстро сплавил сидящему в первом ряду Шину. В таком же легком юмористическом духе был и остальной его конферанс, стартовавший с обещания, что церемония будет «гладкой, как грудь Кена» (пластикового героя «Барби» в исполнении Райана Гослинга, номинированного как актер второго плана).
Для самой картины Греты Гервиг, всего выдвинутой на пять наград, вечер прошел не очень гладко: она не получила ни одной премии, так же как сравнявшийся с ней по числу номинаций «Солтберн» Эмеральд Феннел (зато Софи Эллис-Бекстор исполнила живьем свой хит «Murder on the Dancefloor», благодаря этой ленте снова поднявшийся на вершины популярности спустя 22 года после первого релиза). Другими неудачниками церемонии стали «Маэстро» Брэдли Купера и «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе, номинированные в семи и девяти категориях соответственно, но оставшиеся с пустыми руками.
Фаворит британских киноакадемиков «Оппенгеймер», кроме главного приза, получил награды за лучшую режиссуру (это первая победа Нолана, номинировавшегося на BAFTA уже восемь раз в разных категориях), операторскую работу, монтаж и музыку.
Кроме того, Киллиан Мёрфи и Роберт Дауни-мл. стали лучшим актером в главной роли и лучшим актером в роли второго плана соответственно. Дауни, получивший свою первую BAFTA в 1993 году за «Чаплина», таким образом, поставил своеобразный рекорд — самый длинный перерыв между двумя победами в истории премии.
Для Эммы Стоун, названной лучшей актрисой за свою роль в «Бедных-несчастных», этот перерыв оказался намного короче: свою предыдущую BAFTA она получила в 2017 году за «Ла-Ла Ленд». Остальные награды картина Йоргоса Лантимоса — сюрреалистическая неовикторианская фантазия на гендерные темы — забрала в «технических» категориях: лучшие костюмы, грим и прически, работа художника-постановщика и визуальные эффекты.
«Зона интересов» Джонатана Глейзера победила одновременно в категориях «Лучший британский фильм» и «Лучший фильм на иностранном языке» (над картиной о безмятежной жизни семьи коменданта Освенцима прямо за забором концлагеря работала международная команда, а говорят в ней по-немецки), а также получила приз за лучший звук. Забиравший две первые награды продюсер Джеймс Уилсон подчеркнул, что темы массовой гибели невинных людей и желания отгородиться от нее сейчас, к сожалению, снова актуальны. О злободневных политических вопросах напомнила и победа фильма «20 дней в Мариуполе» украинского режиссера Мстислава Чернова в номинации «Лучший документальный фильм».
В сценарных категориях BAFTA досталась «Анатомии падения» Жюстин Трие и «Американскому чтиву» Корда Джефферсона, награжденным за оригинальный и адаптированный сценарий соответственно.
Победа последнего, обошедшего таких сильных конкурентов, как «Оппенгеймер», «Бедные-несчастные», «Зона интересов» и любимец британской кинокритики «Мы всем чужие» Эндрю Хэя, стала, пожалуй, единственным сюрпризом вечера. Возможно, она повысит шансы Джефферсона на «Оскар», где он выдвинут в той же категории, хотя там вместо Хэя у него будет еще один серьезный противник — Грета Гервиг, у которой на родине больше надежды на успех, дополнительно подогреваемой народным возмущением по поводу того, что ее не номинировали за режиссуру «Барби».
В целом же, хоть BAFTA и считается важной вехой наградного сезона, выбор британских и американских киноакадемиков совпадает достаточно редко. В категории «Лучший фильм» они сошлись всего 13 раз с 1990 года, хотя вероятность, что «Оппенгеймер» изменит эту статистику, весьма высока. В режиссерской и актерских номинациях процент совпадения выше, хотя в прошлом году ни один из победителей BAFTA в этих категориях «Оскар» не получил (немецкий режиссер Эдвард Бергер на него даже и не выдвигался). В этом году уверенно может готовить свою оскаровскую речь Давайн Джой Рэндольф, забравшая британскую премию как лучшая актриса второго плана за роль в «Оставленных». Остальным же ее коллегам пока рано прекращать борьбу, результаты которой будут объявлены в Лос-Анджелесе 10 марта.
Комментарии