Пора и необходимо уже осознать, что детская опера и опера в детском театре – это не одно и то же. Не всегда одно и то же. Все детские оперы были созданы, как не сложно догадаться, в советские годы, советскими композиторами: «Золотой ключик», «Колобок», «Три толстяка», не меньше десятка. Подросткам, которым бесполезно сказки рассказывать, смотреть и слушать было по сути нечего.
Сегодня есть продвижение, и наиболее широкие шаги делает Детский музыкальный театр имени Натальи Сац, который сознаёт, что дети – это 6+, это 12+. И 16+ – это тоже дети, но только понимают и чувствуют они сильнее иных взрослых. В итоге в репертуаре театра побывали так называемая «анти-опера» Владимира Мартынова «Упражнения и танцы Гвидо», барочная опера «Любовь убивает». И вот, можно сказать, апофеоз – премьера на этой неделе оперы Филиппа Гласса «Ужасные дети» (в афише – «Жестокие»).
Жан Кокто написал небольшой роман. Жан-Пьер Мельвиль после второй мировой снял по сценарию Кокто фильм. В конце века композитор минималист Филипп Гласс превратил фильм в оперу. Постановка Георгия Исаакяна в Театре имени Сац – это добросовестное следование духу книги, образам фильма и тональности гипнотизирующей музыки Филиппа Гласса. Сестра и брат, Элизабет и Поль, потерявшие неверного отца, теряют и мать. От реальности бегут, предпочитают ей игру, Игру с большой буквы. Их друзья Жерар и Агата, обычные и практичные, своей обычностью только усугубляют душевные проблемы ребят.
Примечательно, что Гласс не перенёс в оперу образы взрослых, которые были в книге и кинофильме. Ни у него, ни в театре Сац нет богатого дяди Жерара, нет доктора, нет матери Поля и Элизабет, но присутствует её смерть. Смертью и в книге, и в опере пахнет от начала до конца. Смертью всё и завершается. Поль принимает яд, Элизабет стреляется.
Комментарии