В Самарканде завершается праздник этнической музыки. 11-й фестиваль «Мелодии Востока» собрал в городе, история которого насчитывает три десятка веков, исполнителей со всего мира. Они спешат поделиться со слушателями подлинным богатством своих народов — культурой.
В Самаркандском областном русском театре драмы к новому сезону готовят детский спектакль «Кошкин дом». Еще в афише — Ибсен, Чехов, «Коляда», авторы из азиатских стран.
«Стараемся использовать разные языки, чтобы театр не остановился. Весной была премьера «Эй, кто-нибудь» — одноактной пьесы для молодежи. Это постмодерн», — объяснил главный режиссер Самаркандского областного русского театра драмы Ахмад Ниязов.
В театре уверяют — зритель культурной столицы Узбекистана готов к режиссерским экспериментам. А вот гости Самарканда хотят видеть традиционную восточную экзотику. Базар — культовое место. Умелый покупатель может сбросить цену почти вдвое. Специи, сладости, национальная одежда. Популярный сувенир — народные музыкальные инструменты.
Этот инструмент называется «тор», что означает — струна. Такой или очень похожий есть во всех странах Великого шелкового пути.
История этого инструмента насчитывает более двух тысяч лет, его устройство полно сакрального смысла. В изготовлении используют пленку, обволакивающую сердце коровы. Дело в том, что в Средней Азии верят — музыку рождают не пальцы исполнителя, не сам инструмент — она исходит из сердца. И такой материал помогает артисту.
Участники фестиваля тоже часто говорят о метафизических категориях. Уверяют — в традиционной музыке душевность важнее виртуозности. Артисты из разных стран рассказывают схожую историю. С середины прошлого столетия культуру охватила глобализация. А вот в XXI веке люди стали интересоваться своими корнями. Особенно, молодежь.
«У нас в Кыргызстане за последние 10 лет наблюдается заметный рост фольклорной музыки. Каждый второй человек старается играть на комузе, своих детей учить играть на киргизских национальных инструментах», — рассказала комузистка и вокалистка ансамбля «Мураз» Айсана Оморова.
Сохранение традиций — не единственная задача фестиваля. Эксперты в области культуры говорят — для глобального сообщества — это важный прецедент.
«Нужно понять, что есть у мира сегодняшнего, в котором люди придерживаются разных религиозных и ценностных убеждений. Этот фестиваль музыкальный — не эфемерная вещь. Потому что, когда люди приезжают, они видят, как на практике, как в жизни пересекаются очень многие культуры», — отметил Михаил Швыдкой.
Фестиваль — это еще и конкурс. Перед международным жюри — сложнейшая задача. Ведь на Регистане звучит очень разная музыка.
«Конечно, на этом конкурсе просто невозможно сказать, что этот исполнитель лучше, а этот хуже. Важный момент — здесь артист представляет не сам себя. Он — посол определенной музыкальной культуры. Мы оцениваем, насколько он в контакте с этой традицией», — подчеркнул композитор, член жюри Франки Сурьядарма.
Шарк Тароналяры проходит раз в два года. Участники говорят — за неделю влюбились в этот город и в атмосферу фестиваля. И хотели бы снова оказаться на Самаркандской биеннале традиционного искусства, хотя бы как зрители.
Комментарии