В Петербурге режиссер Ирина Евтеева отметила юбилей творческим вечером

В Петербурге режиссер Ирина Евтеева отметила юбилей творческим вечером

Известный петербургский режиссер Ирина Евтеева отметила юбилей творческим вечером на киностудии «Ленфильм», представив новую картину.

Именно здесь начиналась ее творческая биография: ее дед, театральный актер Федор Машкин-Федоровский, снимался у Козинцева, братьев Васильевых, Хейфица, стал одним из первых в стране «укладчиком» русского синхронного текста в зарубежных картинах, дублированных на студии в 1950-1970-е годы. Дедушка и устроил Ирину на «Ленфильм» бутафором.

А с 1989 года она сама стала снимать кино, «вросла» в ленфильмовские стены. Авторское кино, Евтеева придумывает его — пишет сценарий, она и режиссер, и художник- аниматор. Фильмы выполнены в особой технике свето-живописи, сочетающей игру актеров с живописными лессировками, эксперименты с различными киноматериалами.

— На мое счастье на «Ленфильме» в 1989 году образовалась Студия Первого и Экспериментального фильма Алексея Германа, где состоялся мой дебют («Лошадь, скрипка… и немножко нервно»), мне поверили, и я стала снимать кино. Спасибо моим учителям, — рассказывает Ирина Евтеева. — Техника моя рождалась вместе с первой картиной. Специального мультстанка не было, и нужно было приспосабливать к особой моей съемке все, что можно было найти в цехе комбинированных съемок на «Ленфильме». В этом активное участие принимал мой муж Юрий Кравцов. Я хотела поместить «вынутое» из пленки изображение в другую среду, где оно могло существовать совершенно иначе. Человек может двигаться с одной скоростью, а пейзаж — с другой. Совмещение разных скоростей в одном кадре дает такое особое звучание. Реализма в моих фильмах нет, есть условный ряд, краски, свет, новые созвучия. Ассоциативно вплетаются в отснятое заранее изображение с актерами другое: деревья, птицы, водопады…

Новая полнометражная анимационно-игровая картина «Мелодия струнного дерева» (кинокомпания Proline Film) снята в форме дилогии. Части дополняют друг друга, хотя они и из разных миров и веков. Древний Египет и война 1914- 1915 года, сказочный лес людей-птиц и Петроград…

Первая часть — «Медлум и Лейли», по названию поэмы Велимира Хлебникова. У многих народов мира есть интерпретация трагической истории любви этих молодых людей — поэта Медлума (Меджнуна) и его возлюбленной — прекрасной Лейли, которые жили более тысячи с лишним лет назад на востоке. Она вдохновляла поэтов.

Вторая часть картины посвящена соединению прозы и поэзии Велимира Хлебникова — выдающегося представителя «Серебряного века», гения русской поэзии XX века, футуриста, «председатель земного шара». В основе — его «сверхповесть» «Ка», написанная в 1915 году. Герои — Поэт, Художник и теневые воплощения героя — Ка. По египетской мифологии Ка — это один из элементов человеческой сущности, второе «я». Герой произведения и его Ка путешествуют, с ними происходят удивительные кармические перевоплощения. «Для меня было очень важно попасть в необычный образный мир поэта, Хлебников пытался понять и примирить свою поэзию с той действительностью, которая его окружала», — поясняет автор фильма.

На вечер пришли члены большой съемочной группы: художник-постановщик Наталия Кочергина, оператор Александр Буров, продюсер и композитор Андрей Сигле, актеры…

— Каждая картина прорисовывается достаточно долго. Работа кропотливая. Лейли и Хлебников, 80 минутная картина, — это три года работы, покадровой, я рисую на стеклах. Пейзажи, которые вы там видите, я снимала, когда ездила на различные кинофестивали с фильмом «Арвентур»: забиралась в горы, на водопады, бродила по побережью, камера и штатив путешествовали со мной по Египту, Индии, Казахстану, Дальнему Востоку… — поделилась со зрителями режиссер.

Из отзывов зрителей: «Интересно, необычно, сложно (но и Хлебников сложный)», «Красиво. Вам удалось изобразить фактуру поэзии».

Кстати, фильм «Мелодия струнного дерева» номинирован на кинопремию «Ника».

Прямая речь
Александр Сокуров, режиссер:

— Ирина Евтеева сегодня первый и единственный тотальный художественный Автор. Масштабы ее созидательной работы не ограничены ничем. Ее художественная воля уникальна своей деликатностью и силой одновременно. Ее отношение к кинематографу — отношения Матери и дитя. Она породила это дитя и бережно проносит его по жизни, не отпускает его, справедливо полагая, что зависть, лень и подлость манер окружения, цеха украдут его и растопчут.

Мы все должны согласиться, что Ирина Евтеева — уникум и абсолютный художник.

Необходимо показывать это произведение (фильм «Мелодия струнного дерева») всем и как можно чаще… Не стыдиться сложности, многогранности, поэтического масштаба этого произведения. Мы должны гордиться, что среди нас, рядом с нами работает Мастер такого масштаба…

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>