В Еврейском музее и центре толерантности открывается выставка, посвященная «Союзу молодежи»

В Еврейском музее и центре толерантности открывается выставка, посвященная «Союзу молодежи»

В Еврейском музее и центре толерантности открывается выставка, посвященная «Союзу молодежи». Это объединение художников авангарда было основано в 1909 году. Просуществовало оно менее 5 лет, но за это время успело провести семь крупных выставок. Подробнее – Алия Шарифуллина.

Яркая барышня в шляпке – кубо-футуристический портрет сестры художницы Ольги Розановой. Но с первого же взгляда становится понятно, что ничего общего с традиционным портретом здесь нет. Эта картина — почти пародия на весь жанр: от Старых мастеров до Серова. Ольга Розанова, автор манифеста «Союза молодежи», писала: «Мы объявляем войну всем тюремщикам Свободного искусства, заковавшим его в цепи повседневности! Живописец может говорить только на языке живописных переживаний».

«Петербург был переполнен молодыми силами, которые никак не были организованы. А ведь выставка была очень затратным мероприятием. Сделать персональную выставку мог только очень богатый художник. Плюс в Петербурге было трагическое отсутствие помещений – не было специальных выставочных залов. То есть нужно было складываться и арендовать квартиру. Очень много бытовых обстоятельств приводило к необходимости объединения», — рассказывает Ирина Арская, куратор выставки.

Так и возник петербургский «Союз молодежи» — первое официально зарегистрированное объединение художников авангарда в России, на полгода опередившее московский «Бубновый валет». Авангардом, конечно, их назовут позже — в 50-е, а тогда их причисляли скорее к «футуристам» — ярлык, который критика вешала на всех «бунтарей». Никаких стилистических и идеологических рамок у «Союза» не было, выставляли всё, что не «академия»: символизм, примитивизм, кубизм. Причем не соперничая с Москвой.

«Москвичи иногда половину экспозиции занимали. Тут идея объединения очень здравая была – надо было бороться за новое искусство. Надо было консолидировать все силы. Стилистически «Бубновый валет» очень отличались от коренных художников петербургских. Но это все вместе как-то соединялось на выставке, получалась яркая картина, срез всего авангарда того времени», — отмечает Андрей Сарабьянов, куратор выставки.

Выставки, диспуты, издание собственного журнала о современном искусстве России и Европы. «Союз молодежи» создавал ту среду обмена информацией и идеями, в которой происходило становление русского авангарда. Не остался в стороне «Союз» и при создании футуристического театра. Первая постановка «Хоромные действа», претендовала на революцию: впервые вместо сцены спектакль показали в квартире.

«Важнейшей постановкой была «Победа над солнцем». Казимир Малевич сделал эскизы декораций и костюмов. Как потом сам Малевич говорил, во время работы над декорациями он придумал «Черный квадрат», — добавляет Сарабьянов.

Программой максимум для «Союза» было создание первого в мире Музея современного искусства, где, по их словам, можно было бы встретить все оттенки, все извилины творчества, где самое хрупкое и совсем не стройное нашло бы себе место. Мечты не сбылись. В 1914 году союз распался, художники разбрелись по течениям, став не просто самостоятельными, — главными фигурами авангарда.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>