В программе Международного фестиваля «Мелодии Востока», который проходит в Узбекистане, — не только музыкальные выступления. Участников знакомят с местными достопримечательностями и укладом жизни.
Узкие улочки, высокие дувалы, резные расписные стены мечетей и медресе. Бухара – сказочная шкатулка Узбекистана, древний город, в котором время течет совсем по другим законам. Здесь можно вдохнуть ветер пустыни, по которой шли караваны, почувствовать атмосферу, в которой творили великие поэты и гениальные ученые.
Осто Шакир Камалов – учитель русского языка, кузнец в шестом поколении. Искусство старинной ковки унаследовал от отца, теперь обучает своих сыновей и внуков. И так ведется в их семье уже 350 лет.
«Лопаты, ножи топоры, кетмени. Любую отрасль берите – видна рука кузнеца. Потому это мастерство не исчезнет», — отмечает Шакир.
Здесь на каждой улочке живут и работают хунарманды – узбекские ремесленники. В их мастерских, больше похожих на музеи, все выглядит так, как много веков назад, и в работе используются те же древние технологии. Когда зародилось в Бухаре ковроткачество, не знает никто. О высоком качестве местных изделий отзывался еще Марко Поло, посетивший Центральную Азию в XIII веке. Работа над одним ковром может длиться до года – в узоре надо соединить сотни узлов на каждом квадратном сантиметре.
«Каждый мой узелочек — это одна клеточка. Сколько клеточек – столько узелков. Не больше, не меньше. Иначе узор не получится», — объясняет Шахноза Эргашева, ткачиха.
Земля этой страны полна тайн и загадок. На небесно-голубых плитках местные зодчие заплели узоры, зашифровав в них тексты. Они хотели, чтобы люди, наслаждаясь красотой, задействовали не только глаза и сердце, но и разум.
«Здесь, смотрите, шрифтом сульс написано шесть имен Аллаха. Люди думают, что это узоры. Надо вникать, тогда открываются знания для нас», — показывает Камилджон Рахимов, старший научный сотрудник Института востоковедения Академии Наук Республики Узбекистан.
Бухара — один из самых зашифрованных городов мира. Только в исторической его части – 72 эпиграфических памятника. Во всем Узбекистане их тысячи. Многие годы памятники молчали. Из надписей только на зданиях эпохи Амира Темура были прочтены и изучены всего 10%. Сегодня послания, отправленные из глубины веков, пытаются разгадать десятки специалистов Узбекистана. Ученым приходится расшифровывать надписи, сделанные не только в разное время, но и на разных языках, разным стилем. Например, в Х веке был популярен арабский шрифт, который назывался «цветущий куфий». Каждая его буква украшена виньетками. И от каждой точки, от каждого завитка зависит смысл всей фразы.
Абдулгафур Раззок Бухари – знаменитый каллиграф Узбекистана, один из тех, кто пытается собрать этот древний пазл. Многие фрагменты надписей не сохранились. Чтобы их восстановить, он изучает сотни источников.
«Некоторые надписи можно читать за 5 блюд, некоторые – за пять месяцев. Чтобы это сделать, надо знать историю, время, когда это было написано», — отмечает Абдулгафур Раззок Бухари.
Стихи, назидания, мудрые изречения, политические, религиозные тексты, –ученые прочли и перевели надписи на более чем полутора тысячах памятников эпиграфики по всей республике. И теперь изучить эти тексты может каждый желающий. Они собраны в альбомах, изданных благодаря уникальному проекту «Культурное наследие Узбекистана». 12 увесистых томов – это лишь начало. Еще так много неразгаданных тайн.
Комментарии