Урал опера/балет показал премьеру

Урал опера/балет показал премьеру

Екатеринбургский театр «Урал Опера Балет» показал первую балетную премьеру сезона. Образцы стиля и танца трех веков оказались на редкость удачны и вернули труппу в привычный режим.

У этого сезона общее свойство: театры особо трепетно представляют проросшие как подснежники из-под локдауна премьеры, транслируя в зал победное «мы все-таки есть!». Екатеринбургский театр оперы и балета (он же Урал Опера Балет) представил три одноактовки: сюиту из балета «Неаполь» Бурнонвиля, «Видение розы», «Вариации Сальери», объединив 19, 20 и 21 век. По части художественной политики трудно было придумать что-то более полезное для сбившейся с рутины труппы, да и для зрителей, чуть отвыкших от живого театра и готовых радоваться чуть не чему угодно. Всем крупно повезло — поводов для радости оказалось с лихвой.

Родившийся в 1842 году по большой любви «Неаполь» Бурнонвиля (великого датчанина очаровали пляски «детей природы» близ Этны) торит маргинальную для русского балета тропинку североевропейской эстетики — с ее вниманием к выделке деталей, ориентиром на землю вместо фикции воздуха, здоровым практицизмом. В анамнезе уральцев уже был сенсационный «Урок танца» из балета «Консерватория» того же автора, прививший труппе вкус к его стилю и позволивший после простоя справится с адской техникой. Благодаря той «учебной» работе, сейчас артисты кроме профессиональных радостей острых стоп, четких спин и нужной юркости (браво темпам маэстро Павла Клиничева) радовали внятным пониманием того, что делают — и в виртуозных вариациях па де сис (особенно Анна Домке, Арсентий Лазарев, Иван Суродеев), и в тарантелле. То есть никаких прибитых жизнью Спартаков и прочих обещавших не драться героев: на сцене лучатся счастьем рыбаки и рыбачки Неаполя, облагороженные академическим искусством. Плюс сшитые по бедности, но очень кстати небуквальные костюмы, раскиданные в порту ящики и внезапный мотоцикл «Веспа» из свежего итальянского ретро — вот такой славный получился спектакль.

У достойно исполненного «Видения розы» Михаила Фокина была смысловая (мост из ХIХ в ХХI век) и практическая функция — дать вздохнуть труппе. Потому что «Вариации Сальери» (26 вариаций на тему испанской фолии) в постановке худрука Вячеслава Самодурова обещали не меньше трудностей. Формально этот спектакль прославился в 2014 году, получив сразу три национальные «Золотые маски», включая самые престижные за лучший спектакль и лучшему хореографу. Казалось бы, повторяй да радуйся. Но урожденный перфекционистом Самодуров многое передумал, и это редкий случай, когда переделанный спектакль стал лучше на уровень. Вся сумма знаний о хореографии ХХ века, включая интеллектуальные занозы Форсайта, строгость задач Ван Манена и интеллигентный юмор Килиана, вылита здесь артистом 2021 года, чьи ум и сердце наполнены русской «всемирной отзывчивостью» и мягким взглядом человека мира. Виртуозные дуэты, трио, ансамбли, прилегший головой в кулисы и туда же утащенный артист, неочевидная и в то же время прочная связь всего со всем — вот образ и смысл спектакля. На сегодня лучшего из сделанного Самодуровым и лучшего эксклюзива Урал Оперы Балета.

Все-таки есть своя правда в старой истине: чтобы создать что-то стоящее, надо повзрослеть и многое пережить. Хотя бы руководство труппой и локдаун.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>