24 июля у народной артистки России Ирины Мирошниченко — юбилей. Мы задумали для читателей попросить рассказать ее о трех знаковых ролях — Марии Магдалины в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев», Кати — картина «Я шагаю по Москве» и Юлии — сериал «Зимняя вишня». Однако Ирина Петровна роли, о которых ей хочется рассказать в преддверии юбилея, выбрала сама. И мы не возражать — ей виднее.
«Пришел солдат с фронта»
У меня более 60 ролей в кино, почти 100 ролей в театре. Большая цифра — много всего уже сделано в жизни. Но мне бы хотелось специально для «Российской газеты» вспомнить о фильме «Пришел солдат с фронта», который связан с изумительным городом Великие Луки. И воспоминание связано с удивительными людьми, которые снимались в картине. Это был первый фильм Николая Губенко, где он выступил в качестве режиссера. Он — известный актер — впервые задумал снять свою ленту о войне. Фильм для того времени, а это был 70-й год прошлого века — абсолютный внутренний прорыв, потому что он попробовал снимать его в жанре почти что документальном, абсолютно антитеатральном, антиигровом в нашем актерском понимании.
На съемках жители окрестных сел и деревень приехали к нам, и это создавало невероятную атмосферу. Эти женщины, мужчина с одним зубом — дядя Ваня, и другие — они все помнили про войну, про сожженную деревню, как они выживали, как собирали морошку, остатки картошки, чтобы прокормиться. Они боялись, и этот страх в их душах был уже с детства. И они понимали, как точно и правдиво играть момент Победы.
Конечно, для меня — москвички с Тверского бульвара, актрисы, которая приехала в абсолютно незнакомый мир — это было открытие. И вместе с тем — возможность почувствовать русскую землю, понять русский народ, услышать русскую речь — именно этой глубинки. Посмотреть в их глаза, почувствовать их эмоции, сердечность. Они меня все очень поддерживали, потому что им казалось, что я вся какая-то болезненная, московская, и вроде как совсем не из их породы — деревенской, сильной, крепкой. А надо было играть именно такую женщину.
Я, конечно, в этот свой праздничный день хочу передать свой поклон этому потрясающему городу — Великие Луки. Этим людям, женщинам, которые выжили во время войны и спасли нашу страну. Они встречали своих героев, вернувшихся с фронта, хоть раненых, хоть одноногих, хоть глухих-слепых, но они их ждали! Поэтому для меня это очень важная и ценная работа. Это целый мир, который мне хотелось бы обязательно в важный для меня день отразить в своем сердце, душе и на экране перед зрителями.
«Дядя Ваня»
Я всю жизнь — уже 52 сезона — работаю в Московском художественном театре. Как только я окончила институт, то была принята в театр. Нас взяли с курса двоих — Алексея Борзунова и меня. Конечно, это было бесценно — такой поворот судьбы. Теперь я это понимаю, а в тот момент, может быть, не очень ощущала. Потому что, конечно, было очень почетно и страшно, когда нас объявляли в старинном зале, где сидели великие артисты. Теперь многие из них — на портретах в фойе, а тогда были живы. И часто можно было видеть, как они носили ордена на своих лацканах, и очень этим гордились — красивые люди, великие… Когда директор, путаясь в моей длинной фамилии, произнес ее, я встала, чтобы поклониться, повернулись головы посмотреть, кто принят в Художественный театр. Это были Тарасова, Степанова, Еланская, Андровская… Выдающиеся актрисы!
Грибов повернулся и хмыкнул, Ливанов посмотрел с интересом, Яншин — тоже, он всегда очень любил молодежь… И с этой минуты началась моя жизнь в этом театре, моя школа. Потому что актриса учится всегда, всю жизнь и постоянно постигает профессию, независимо от того, сколько ей лет. В фильме Андрея Кончаловского мы играли с Иннокентием Смоктуновским. Кроме того, что я с ним снималась в кино, но и мы вместе играли во МХАТе до последних его дней. Он играл последний спектакль — того же «Дядю Ваню», только уже на сцене. После этого он заболел и больше к нам не пришел. Это был незабываемый спектакль. Кроме того, что он — гениальный артист, так еще и изумительный партнер. Потому что он всегда хотел — и в этом была и доля эгоизма, и в то же время высшее понимание творчества — чтобы был ансамбль. Стремился, чтобы партнер рядом с ним играл хорошо, достойно и приближался к его уровню. Поэтому он всегда делал замечания, постоянно учил. Правильно-неправильно, но он всегда высказывал свою точку зрения. Может быть, она расходилась порой с режиссерской задачей, но, тем не менее, он всегда подсказывал: «Ирина, вот здесь надо сделать так…» У меня с ним были и фильмы, и несколько спектаклей — помимо «Дяди Вани», и «Иванов», и «Чайка», и «Вишневый сад», и «Эквус». Мы всегда были парой — и на сцене, и в выдающемся фильме Кончаловского.
«Зимняя вишня» продолжение
«Зимняя вишня» — это прежде всего, режиссер Игорь Федорович Масленников. Он придумал очень интересный сценарий с Владимиром Валуцким, которого, к сожалению, не стало. Они работали вместе, и чувствуется, что с Масленниковым всегда команда. Сейчас он подобрал уже молодую команду для продолжения.
Константин Лавроненко станет героем триллера
Он мне предложил роль, и я сразу же схватилась за эту идею и влилась в коллектив мгновенно, придумав уже свою Юлию. Она получилась даже немного другая, чем прописана в сценарии. Но — с абсолютного согласия режиссера. Эта женщина, которая и в продолжении, живет по каким-то своим законам, женщина дела.
Как любила одного, и все ему прощала — вот так она его и любит. Пыталась забыть, но не получилось. Герой Соломина остался с ней навсегда. Вообще какая-то уникальная история: столько женщин любят одного человека, которого, к сожалению, уже нет. И мы начали снимать продолжение, как ни странно, с грустной ноты — похороны. Мы хоронили героя Виталия Соломина, стояли на кладбище, зимой… Это был первый съемочный день. Дальше пойдет повеселее. Одним словом — жду с нетерпением продолжения «Зимней вишни», и очень надеюсь, что и зрители, и читатели вашей газеты будут ждать его так же, как и я.
Как будете отмечать юбилей?
Ирина Мирошниченко: В Театре «Русская песня» под управлением Надежды Бабкиной мне дают возможность выйти на сцену с программой «Встречая юбилей», куда придут мои друзья, коллеги, актеры, где будет роскошный и прекрасный оркестр «Фонограф Симфо Джаз» под управлением Сергея Жилина. Мы будем петь, читать стихи, общаться с залом. Концерт режиссирует изумительная женщина-режиссер — Любовь Гречишникова. Естественно, все зрители, которые хотят прийти в этот вечер, приглашаются. Буду ждать!
Комментарии