Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения Василия Белова, одного из основателей «деревенской прозы». Почти всю жизнь писатель провёл в родном селе «Тимониха», и большинство его произведений — о «малой Родине». Подробности у Юлии Кундрюковой.
На родине Василия Белова — в деревне «Тимониха» под Вологдой — и сегодня стоит дом, в котором писатель родился, вырос и в который вернулся, сбежав из непонятной Москвы, как только получил диплом о высшем образовании. Беловым здесь гордятся, устроили специальный туристический маршрут.
«Это церковь, которую Василий Иванович Белов восстановил, сам работал очень много, и его друзья помогали. У церкви сейчас находится могила Василия Ивановича Белова, его матери Анфисы Ивановны», — рассказала директор Харовской централизованной библиотечной системы им. Белова Валентина Тихонова.
Василий Белов начинал как поэт, и в московский Литинститут поступил на поэтическое отделение. Закончил — и сразу вернулся на родину, чтобы продолжить писать, но уже прозу — о том, что знал лучше всего — о вологодской деревне.
«Белов был просто какой-то кудесник. Русский язык, как тезаурус, как сокровище, как лексикон, я думаю, нужно изучать по Белову и через Белова. Это его величайшая заслуга, что он в своей прозе сумел это сделать», — отметил ректор Литинститута им. Горького Алексей Варламов.
Его первая повесть «Привычное дело» с трудом прошла цензуру — слишком смело написал о том, как на самом деле жили крестьяне.
«Когда Иван Африканыч, такой крестьянин, главный герой его «Привычного дела», захватил сердца и умы наших читателей, всем стало ясно, что пришел изумительного таланта и знаний жизни писатель», — объяснил главный редактор журнала «Наш современник» Станислав Куняев.
«Когда я читал «Привычное дело», это было за городом, такая маленькая лампочка горела, и я сидел, у меня слезы текли одна за другой», — рассказал актер, режиссер, народный артист РСФСР Сергей Никоненко.
Пока Белов писал только о деревне, критики почти не было. Но, как только его герои отправились в город — с искренним непониманием городской культуры, Белова стали упрекать в несовременности. Но и почитателей у Белова было немало. Режиссер Сергей Никоненко рассказывает, что листая повесть «Целуются зори», смеялся от души, и взялся за экранизацию. Комедия пережила обсуждение на семи худсоветах, на последнем присутствовал и Василий Белов. Один из редакторов заявил, что ни сценарист, ни режиссер, видимо, не имеют представления о русской деревне.
И комедия и трагедия. В последние годы жизни Василий Белов писал роман-хронику «Кануны» — о коллективизации. Писать о беде, которая коснулась и его семьи, было непросто. Впервые роман опубликовал журнал «Наш современник».
«Он писал долго это, тяжело, мучительно, изучал архивы, московские, вологодские, собирал записи о том, как старики пережили эту коллективизацию в тридцатые годы», — отметил главный редактор журнала «Наш современник» Станислав Куняев
«В советские годы у него было достаточно враждебное отношение к власти, потому что она разрушала русскую деревню и не давала колхозникам паспорта, она обрубала им все социальные лифты и все концы», — объяснил ректор Литинститута им. Горького Алексей Варламов.
Для своей родной «Тимонихи» Белов сделал немало. Помимо реставрации храма, на его деньги там проложили дорогу. Но уже в 90-е писатель с грустью и безысходностью смотрел на то, как по этой дороге огромные лесовозы увозят лес — тогда началась массовая вырубка. Опустевшие дома ввергали в тоску.
Но «Тимониха» помнит своего героя: здесь, рядом с библиотекой, установят бюст Василия Белова.
Комментарии