Три века истории чугунного литейного промысла
Весной 1697 года император Пётр Первый был заграницей. В начале апреля он получил письмо от управляющего Сибирским приказом Андрея Винисиуса. Тот писал, что в Верхотурском уезде сыскали «зело добрую руду из магнита, железную, и такова, что… лучше быть невозможно». Спустя время император получил ещё одно письмо с чертежами рудных мест на Урале и указанием лесов и рек, по которым можно сплавлять железо. Возвратившись в Москву, Пётр издал указ, в котором повелел строить на Урале заводы.
В истории освоения Урала началась новая страница. За первую половину ХVIII века там построили 71 завод. Армия, флот и вся страна были обеспечены металлом. Уральский край стал ведущим центром ч`рной и цветной металлургии России.
В разгар эпохи «металлургических преобразований», в 1747 году, тульский купец Яков Коробков основал на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод. Место было выбрано не случайно – именно там находились богатые месторождения чугуна и формовочного песка высокого качества, не было недостатка и в древесине для производства угля. Спустя несколько лет завод купил статский советник Никита Демидов. В начале XIX века завод перешёл в собственность купца Льва Расторгуева. К этому времени каслинские чугунные изделия были известны не только в России, но и за её пределами. Изначально их изготовление было чем-то вроде художественного эксперимента, ведь заводские цеха строились для производства металла. Также завод выпускал бытовые предметы – утюги, котлы, казаны. Лев Расторгуев и его наследники с 1809 года стали привлекать для производства художественных изделий скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Так, например, в Касли приехали выпускники Петербургской Академии художеств М.Д. Канаев и Н.Р. Бах, которые позже организовали в городе художественную школу. В 1823 году управляющим на заводе стал Григорий Зотов. Он изучал в Германии технологию отливки в формах, которую каслинские мастера усовершенствовали и стали использовать для художественного литья.
С 1860 года начинается период расцвета каслинского чугунного художественного литья. В этом году Каслинский литейный завод получил Малую золотую медаль Вольно-экономического общества. На нижегородской Всероссийской художественно-промышленной выставке в 1896 году завод был удостоен права ставить на изделия клеймо с гербом России. Важным событием стала Парижская всемирная выставка прикладного искусства 1900 года, для которой 16 мастеров Каслинского завода отлили чугунный павильон-дворец в византийском стиле по проекту Е.Е. Баумгартена. При работе было использовано 172 пуда чугуна. Центральным элементом павильона была скульптура Н.А. Лаверецкого «Россия», изображающая женщину-воина. Она символизировала страну, которая оберегает мир и готова к новым победам. Павильон назвали «энциклопедией художественного литья» и наградили гран-при. В 1978 году ЮНЕСКО признала чугунный павильон уникальным художественным памятником мирового значения. На парижской выставке многие хотели купить павильон вместе со всеми экспонатами, включая «Россию». Есть легенда, что сделка не состоялась, потому что представители России отказались продавать скульптуру со словами «Россия не продаётся!».
Потрясения ХХ века сильно отразились и на Каслинском заводе. После Второй мировой войны коллекцию изделий пришлось восстанавливать. В 1957 году под руководством мастера С.М. Гилева начались работы по реконструкции парижского чугунного павильона. Он был заново открыт в 1958 году.
Процесс литейного производства не сильно поменялся за несколько веков. В структуре производства два направления: художественное и архитектурное. Методы отливки проверены временем. Для создания небольших и тиражируемых скульптур на первом этапе производства используют парафин, который заливают в специальные формы. Получившиеся парафиновые фигурки очищают от лишнего, после чего окунают в жидкую суспензию и покрывают песком. В результате вокруг парафиновой модели должна образоваться толстая корка. Для этого «цикл» повторяется 6 раз (это занимает около 12 часов). После парафин «вытапливают» в горячей воде – остаётся полая форма, в которую заливают чугун.
Для штучных и крупных моделей (в том числе для городских скульптур) применяют метод кусковой формовки со стержнем. Для каждой части изделия создаётся одноразовая форма из кварцевого песка, смолы и кислоты. После застывания в неё заливают чугун.
Формовку «по-сырому» используют для отливки плоских вещей (например, бижутерии). Металлические рамки заполняют землёй, затем кладут сверху исходную модель и вдавливают её в землю. Нужно, чтобы отпечаток сохранил даже самые мелкие детали.
В то время, как цеховые мастера готовят формы, в печах плавится чугун. На одну плавку нужно около 150 килограммов. В день таких плавок может быть и пять. Расплавленный чугун заливают в ложку весом около 20 килограммов. После этого раскалённую смесь разливают по формам. Спустя несколько минут отливки вытаскивают из металлических рамок. Остыв, они переходят к опиловщикам и чеканщикам. Отточенные до совершенства изделия отправляют на покраску. Их по традиции покрывают черной краской – так называемой «голландской сажей» – в три слоя, и после каждой покраски сушат в печи.
По словам специалиста модельного фонда Каслинского завода архитектурно-художественного литья Ларисы Павловны Столбиковой, каслинское литьё обладает несколькими параметрами, которые являются его «визитной карточкой». «Во-первых, это небольшое изделие кабинетного размера, то есть меньше натуры. Не станковое. Во-вторых, реалистичная трактовка изображения. То есть нет таких видимых, явных декоративных стилизаций или деформаций натуры. То есть это изображение жизни в формах самой жизни. И третий компонент – традиционный черный цвет. Вот эти три компонента – главные стилистические особенности Каслинского литья», – рассказала Л.П. Столбикова.
Художественная выразительность каслинских изделий связана с высоким качеством чугуна и формовочных песков, сохраняющих своеобразие лепки оригинала, а также с профессионализмом мастеров, превращающих тяжёлый и неприглядный материал в изящные изделия с филигранно выполненными деталями. Каслинские художественные изделия тиражируются, но ни одно из них не повторяет другое в точности – это особенность ручного производства.
Около 80 % дохода заводу приносят архитектурные изделия: фонари, решетки, ворота, люки. Крупные цельнолитные конструкции сложны в исполнении: по словам директора завода Владимира Владиславовича Киселёва, для использования пригодна лишь каждая третья формовка, всё остальное – брак. «В чём мы себя уверенно чувствуем, так это в исполнительском умении. То есть мы можем исполнить так вещи, что потом за них не будет стыдно. Вот, например, фонарь. Его высота больше 4-х метров. На самой верхушке цветок. Посмотрите, как он сделан. Все лепестки видны. Даже там, где люди не увидят, мы все равно делаем так, как положено», – говорит В.В. Киселёв. У завода бывают непростые заказы. Так, например, перед Олимпиадой в Сочи за 4 месяца нужно было отлить 568 фонарей. Еще один из масштабных заказов – около 4000 чугунных напольных плит для Собора Казанской иконы Божией Матери в Казани. Для сохранения внешнего вида изделий, которые создавались по технологиям прошлых веков, мастера изучили множество исторических снимков и сохранившихся документов.
Чтобы полюбоваться знаменитыми архитектурными и художественными изделиями, зачастую не нужно ехать в Касли и даже покидать родной город. Многие фонари и скамейки в парках вполне могут быть «родом» из Касли. Пример тому – не только сочинские фонари или казанские плиты в соборе, но и Крымский и Краснохолмский мосты, царицынский парковый ансамбль в Москве, сквер у памятника Святой Екатерине в Краснодаре. Но если вы всё же будете в Челябинской области, обязательно загляните в Касли – на родину удивительного промысла, в город, где ещё три столетия назад мастера «приручили» чугун…
Комментарии