Памяти Юрия Богомолова — критика, писателя, полемиста

Памяти Юрия Богомолова — критика, писателя, полемиста

Это был энциклопедически образованный человек. Ленинградец по рождению, он был авиамехаником в Заполярье (это его военная специальность), затем окончил киноведческий факультет ВГИКа, защитил кандидатскую диссертацию, где начал исследование особенностей художественного телевещания — тема, которой в дальнейшем посвятил значительную часть жизни.

Мы с ним встретились в стенах журнала «Искусство кино» в его лучшую пору, когда там собирались первые перья кинокритики и был рекордный для специализированного издания тираж. Юрий Александрович заведовал отделом теории и истории кино, ему поручались самые концептуально важные, как считалось тогда, темы. Многим памятны его статьи, анализирующие современные тенденции кино национальных республик — кино Грузии, поэтический кинематограф Украины… Его большая полемическая статья «Как накренить фразу» вышла в разгар споров о праве экранизаторов классики на собственную интерпретацию и поставила в этом споре многие точки над i. Там же работала и его супруга — замечательная Ольга Ульянова, тоже известный кинокритик. В руководстве журналом тогда был и легендарный Армен Медведев — команда была яркая, сильная, журнал был влиятельным и многим крупным кинематографистам оказал решающую поддержку. Хотя, следуя партийным указаниям того времени, иных успешно топил.

Во всем, что писал Юрий Богомолов, сквозило его главное увлечение — литература. Литературоцентричным было практически все его творчество, будь это кинообозрение, монография, теоретическая или полемическая статья — в них всегда была бездна ссылок на книжные мудрости, цитаты из классиков, всегда использованные со снайперской меткостью — литература в его статьях представала и базой всего художественного творчества, и камертоном, и ориентиром.

Главной его темой оставалось искусство телевидения — тогда еще молодое, ищущее, в котором работали такие мастера, как Эфрос, Товстоногов, Захаров, Козаков, Андроников, процветал телетеатр, и любимая литература представала в самых разнообразных формах и жанрах, от спектаклей и экранизаций до того, что называли «художественным словом». Эта просветительская миссия телевидения, по моим наблюдениям, особенно интересовала критика — ей посвящена его первая книга «Курьеры муз», где он как бы подхватил эстафету от безвременно ушедшего из жизни выдающегося теоретика нашего ТВ Владимира Саппака. А когда телевидение, осознав свою власть над умами и даже инстинктами людей, стало перерождаться в нечто качественно другое, он написал свою самую язвительную и точную по оценкам книгу «Хроника пикирующего телевидения». Очень интересны были его наблюдения над новейшими тенденциями творчества в книгах «Между мифом и искусством», «Игры в людей по-крупному и на интерес».

Остались в истории киноведения его монографии, посвященные творчеству таких режиссеров, как Роман Балаян, Михаил Швейцер, Иосиф Хейфиц, Андрей Кончаловский, Михаил Калатозов, Петр Тодоровский — серьезные исследования глубинных смыслов их картин и прихотливых порой траекторий, по которым пролегла их судьба.

Сотрудничая с «Российской газетой» в качестве телевизионного колумниста, он делал еженедельные обозрения теленовинок и телевизионных тенденций, особенно много внимания уделяя спортивным передачам — он был заядлым болельщиком. Но телевидение все более уходило в зону недосягаемости для нормального анализа и критики, и Богомолов оставил эту нишу, которую занимал без малого десять лет.

Он был личностью сложной, весьма неоднозначной, человеком обстоятельным и взрывным одновременно, мгновенно включался в самые горячие и острые общественные полемики, включая революционные перемены в жизни Союза кинематографистов на его памятном V cъезде и его дальнейшую стагнацию, когда в противовес СК был образован Киносоюз, где Богомолов был одним из самых активных деятелей.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>