Совсем скоро «дорогая наша столица» отметит юбилей. Москве — 870 лет. К серьезной дате готовятся соответственно. Третьяковская галерея открывает новый цикл выставок — «Москва сквозь века». Проекты предлагают посмотреть на город с разных ракурсов: от образов Москвы в иконописи XVII века до изображения образа столицы в новых формах и материалах современных мастеров. Репортаж Анастасии Егоровой.
На жизнь столицы сквозь века кураторы выставки решили посмотреть с разных сторон. «Москва — Третий Рим» — в иконописных изображениях XV-XVII веков. Столица в древней Руси — оплот духовности страны. Об этом — «знаменитая икона Симона Ушакова — насаждение государства Российского или Похвала Владимирской иконе Божьей Матери».
«В Третьяковской галерее находится Владимирская икона, которая считается защитницей нашего отечества, Москвы, в иконе она представлена прорастающей со всеми добродетелями сквозь стены и башни московского Кремля», — объяснила зав. отделом древнерусского искусства ГТГ Наталья Шередега.
Вокруг Кремля Москва обрастала жизнью — рыночные палатки, лавочки, ярмарки, проходили широкие гуляния -на полотнах они изображены условно. «Художники, живущие, приезжавшие в город, вступали сним в диалог», — отметила директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
В самой большой части экспозиции — Москва не праздничная, здесь ее будни, простые радости горожан, суета, оживленные тротуары и безлюдные дворики.
«Формула Москвы» художников уже XX века состоит из абстрактных мазков и ярких осколков впечатлений — как, например, храм Василия Блаженного выстроился на холсте, будто в калейдоскопе, а смотровая площадка Воробьевых гор заполнена фантастическими персонажами.
«Художник предлагает вот так пополнить ряды этих современников, которые смотрят на эту открывающуюся панораму Москвы», — объяснила куратор выставка Маргарита Чижмак.
Следующий раздел выставки «Городские голоса» — они доносятся до посетителей выставки, стоит только подойти к картине — звуки стройки, колокольный звон, пение птиц. К этому приложили руку специалисты Института звукового дизайна. Городские голоса — голоса перемен. Здесь — те же старинные особняки, но уже, запутавшиеся в проводах.
«Мы стоим у картины современной художницы Татьяны Назаренко, картина называестя «Московский вечер». И здесь художнице хотелось передать уют, атмосферу московских посиделок, те разговоры, которые ведутся обычно людьми творческой профессии. Мы видим загадочную даму. Эта героиня олицетворяет тот предмет, который обсуждают собравшиеся в мастерской», — рассказала Маргарита Чижмак.
Свидетели той Москвы, которой больше нет — в отдельном зале — облаченные в серебро и позолоту, изумруды, рубины, жемчуга — Евангелия и кресты. Этой иконой по преданию Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского. Церкви, где хранились эти реликвии, разрушены в 20-х годах прошлого века.
«Одно из Евангелий происходит из церкви Тихоан Амофонского — эта церковь находилась на месте нового вестибюля метро Арбатская», — отметила хранитель фонда драгоценных металлов Людмила Ковтырева.
За века изменился город, но не дух, уверены организаторы выставки. Москва по-прежнему яркая и взрывная, а для кого-то даже пугающая и рождающая противоречивые чувства.
Комментарии