Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку «Исаак Левитан и авторский кинематограф». Проект исследует влияние левитановского пейзажа на кино.
Для того, чтобы продемонстрировать преемственность образов живописи в кинематографе, в экспозицию включили фильмы отечественных режиссеров. 36 картин Исаака Левитана — 36 кинофрагментов. «Это не точные цитаты, у нас нет подтверждений от режиссеров или каких-то выписок, в которых говорилось бы, что здесь цитируется Исаак Левитан. Это рифмы», — говорит куратор выставки Мария Насимова.
Идея выставки была подсказана кураторам сходством двух натур — художника Левитана и режиссера Андрея Тарковского. Оба странники — в ситуации выбора пути и, в конце концов, судьбы. Авторское кино предложило новое прочтение работ Левитана. Его пейзажи легко узнаваемы, вдохновляют режиссеров, становятся полноправными действующими лицами фильмов. «Это не прямое влияние: посмотрел, увидел, перенес. Это единочувствие», — считает режиссер, народный артист России Сергей Соловьев.
Картина «Над вечным покоем» не лирический пейзаж, которыми так славен Левитан, а, скорее, драматический эпос. Его точную цитату авторы выставки нашли в фильме Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие». «Грозная вечность, в которой потонули поколения», — писал художник об этой работе. Левитан в своих пейзажах объединил эстетику русского пейзажа, до него разработанную предыдущим поколением художников, с классической европейской традицией. Игру в ассоциации и рифмы, предложенную куратором выставки, можно продолжить, обратившись к истории мирового кинематографа. «Я не знаю видел ли Антониони левитановские работы, но есть ощущение, что они братья. Просто братья», — говорит режиссер, народный артист России Сергей Соловьев.
К выставке разработана интерактивная карта России, на которой соотнесены локации, где были созданы картины, и места съемок. С ее помощью можно определить, кто из режиссеров цитировал художника намеренно, а кто просто вдохновлялся работами Исаака Левитана.
Комментарии