Команда археологов из Бельгии, которая проводит раскопки в городе Итаносе на Крите, обнаружила необычное 2500-летнее церемониальное здание. Его открытие не только проливает свет на давнюю академическую загадку, но и способно переписать историю самого Крита.
Как сообщает The Jerusalem Post, речь идет о тайне захоронений. Крит достаточно хорошо изучен археологами. Многолетней загадкой для научного сообщества является то, что на этом острове никогда не находили захоронений VI века до нашей эры.
Конечно, это не может означать, что целое столетие в древности никто на этом острове не умирал. Поэтому популярной, до сих пор, была гипотеза о том, что в VI веке до нашей эры местное сообщество переживало глубочайший кризис и упадок. Это сделало местных жителей бедными, и они отказались от захоронений ради экономии.
Конечно, данная гипотеза выглядит не вполне достоверной, особенно в свете того, что Крит с его развитой портовой инфраструктурой и удобным географическим расположением всегда играл важную роль в торговле. Но и другого разумного объяснения до последнего времени у археологов не было.
Все изменила последняя экспедиция, которую возглавили профессор Дидье Вивье и профессор Афина Цингарида. Их команда обнаружила и раскопала необычное здание возрастом около 2500 лет. То есть оно датируется тем самым загадочным периодом, когда на Крите якобы не хоронили умерших.
Это архаичное здание состояло из большого «зала приемов», к которому была пристроена своего рода кладовая. По мнению ученых, в этом зале проводились церемонии, причем это, вероятно, были семейные поминальные пиры.
Большая часть площади найденного церемониального комплекса была отведена под двор, в котором археологи обнаружили кенотаф. Поясним, что кенотаф — это символическая могила. Традиция устраивать подобные «захоронения» существовала у различных народов тысячелетиями.
Кенотаф не содержал останки покойного. Сооружали же такие могилы по нескольким причинам. Например, если тело покойного не смогли найти после землетрясения или оно было уничтожено при пожаре. Но чаще всего кенотафы устраивали для воинов, погибших в дальних походах, чьи тела не смогли доставить на родину.
В новом исследовании предполагается, что общий кенотаф, установленный в большом дворе публичного церемониального комплекса, мог быть центром проведения погребальных церемоний. Семьи приносили сюда дары и подношения, оплакивая умершего так, как если бы его останки действительно находились в этой символической могиле.
В самом же здании, в большом зале или в отдельных комнатах, семьи могли уединиться для оплакивания умершего в своем узком кругу. На все это указывает не только архитектура комплекса, но и найденные при раскопках артефакты. Археологи обнаружили большое количество погребальных керамических сосудов. Кстати, были найдены и более мелкие кенотафы.
Авторы нового исследования считают, что сам факт строительства такого монументального публичного комплекса указывает на то, что местное сообщество в тот период времени не переживало крайний упадок. По мнению археологов, это свидетельствует о том, что в VI веке до нашей эры на Крите неожиданно изменились погребальные практики.
«Тот факт, что мы нашли кенотафы и большое количество культовых сосудов, ясно указывает на то, что деятельность в этом некрополе была не повседневной жизнью, а ритуальной практикой, — говорит профессор Дидье Вивье. — Это было место, где собиралась община, чтобы почтить память своих предков».
Ну а как же загадка отсутствия реальных захоронений? Исследователи объясняют это тем, что на Крите, возможно, широкое распространение получила практика кремации. После сжигания тел прах умерших развеивали, вероятно, над морем. А почтить память этих людей приходили к кенотафу.
Впрочем, стоит отметить, что не все исследователи согласились с такой интерпретацией тех давних событий. Дело в том, что археологических свидетельств существования практики кремации тел в VI веке до нашей эры на Крите также до сих пор не нашли. Впрочем, не исключено, что такие следы будут найдены в ходе будущих раскопок.
Комментарии