Новая Третьяковка представляет ретроспективу Вадима Космачёва — последователя идей русского авангарда. В 70-е годы прошлого века он создавал поражающие воображение скульптуры для общественных пространств. Но остался непонятым: Космачёва жестко критиковали, не давали работать и в итоге вынудили уехать. Ирина Разумовская продолжит.
Первое, о чём говорит Вадим Космачёв, что на этой выставке-ретроспективе у него всегда под рукой платок. 40 лет назад он с семьёй, женой и дочерью, покинул страну. Это первая масштабная экспозиция фактически заново открывает его имя для соотечественников. Имя, такое известное на Западе.
«Это была травма, головная боль, и когда мы оказались в другом мире, от этой головной боли хотелось избавиться. Мне пришла в голову идея переложить эти негативные воспоминания в объекты искусства», — поделился скульптор, художник Вадим Космачёв.
Эта серия «Выездные документы» была показана на выставке «Энди Уорхол и русские», а затем «Семейный портрет» приобрел Венский музей современного искусства. К тому времени Вадим Космачёв стал одним из проводников модернизма в советской монументальной пластике. Таких скульптур, как, например, «Конструкта» 75-го года, в Советском Союзе не видели!
«Когда мы смотрим на модель фотографии его работы, стоящей в библиотеке в Ашхабаде, действительно удивляемся, как она могла быть заказана и воплощена. Абсолютно далека от традиционного понимания памятника или монументальной скульптуры, которая уже начинала господствовать», — комментирует генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Получать подобные монументальные заказы в СССР и воплощать их в жизнь не было никакой возможности. Поэтому Космачёв и уехал. В Германии и Австрии его сразу ждали заказы на скульптуры для открытых пространств в самых разных городах.
«Очень важно, что его словарь, его формы, его стиль и его опыт — это наследие русского авангарда! Это характерно для него как для представителя русской культуры», — считает куратор выставки Петер Нёвер.
Постепенно от авангардной скульптуры Вадим Космачёв смог перейти к техно-органике -скульптурам для общественных пространств, сочетающим биомеханику и новые технологии, способным изменяться в пространстве и взаимодействовать со зрителем.
Среди так называемых «Живых объектов» Вадима Космачева самый известный — это «Квадрат движения». Каждая его плоскость задумана скульптором как солнечная батарея, которая и приводит объект в движение.
Для одной из площадей Москва-Сити Вадим Космачев придумал символ — сердце страны, сердце города. Жаль, на реализацию пока не нашлось средств, сетует художник. «Оно пропагандировало чистую энергию, потому что, используя новые технологии, сердце превосходит солнце, накапливает энергию, и вот эти створки, камеры сердечные начинают пульсировать. Они зеркальны и поэтому интересно отражали бы движение и людей, и автомобилей, и куски зданий, и плывущие облака», — рассказал скульптор, художник Вадим Космачёв.
Отсюда название выставки — «Дыхание скульптуры». Для Видима Космачёва в каждом новом объекте важен такой глоток свежего воздуха, новая мысль, актуальный смысл. Вся эта выставка в Новой Третьяковке воспринимается им как возвращение его имени в пространство русской культуры.
Комментарии