Завершил работу фестиваль архивного кино «Белые Столбы»

Завершил работу фестиваль архивного кино «Белые Столбы»

Вчера вечером в подмосковном Домодедове закончил работу XXI Фестиваль архивного кино «Белые Столбы». Он был почти весь революционный в этом году. Была Лениниана, к примеру, с Иннокентием Смоктуновским в роли вождя. И тени прочих революций мерцали на экранах – «Дантон» Анджея Вайды с Жераром Депардье. Чёрная комедия Луи Маля «Вива, Мария!» о революции придуманной. К юбилею режиссера Юлия Файта, который отметит в марте 80-летие, в программе фестиваля — его работы, в том числе и «Мальчик и девочка» — картина, много лет пролежавшая на полке. И конечно, непременные архивные находки. В этот раз это, к примеру, материал, снятый для фильма Григория Александрова «Весна», и в картину не вошедший. Рассказывает Ирина Разумовская.

Одна из главных находок Госфильмофонда этого года – фильм «Богатый Яша». Его буквально нашли на помойке. 20 лет назад мальчик шёл в школу и увидел бобину среди капусты в магазине.

Тем, что удалось восстановить немую ленту 20-х по крупицам, здесь гордятся. Поэтому она открывает церемонию закрытия фестиваля, который в очередной раз прошёл на «ура». Одна из его главных программ была посвящена столетию революции.

«Мы разговаривали с зарубежными гостями, участниками фестиваля. Они были восхищены этой программой. Настолько хорошо она была составлена, и то, что они видели, они видели, естественно первый раз. Такое восхищение я никогда не видел!» — отмечает директор Госфильмофонда Николай Бородачев.

Получивший в этом году приз «За вклад в отечественное киноведение» Олег Ковалов говорит, что подобранная Лениниана произвела на него очень сильное впечатление.

«Меня поразила работа Смоктуновского в фильме «На одной планете», потому что мы знаем образ Ленина, который Щукин воплотил – энергетичный, непоседливый, неугомонный, знающий ответы на все вопросы. А великий Смоктуновский показал Ленина философа – ироничного, раздумывающего, принимающего странные решения в политике, как в шахматной партии», — рассказывает киновед Олег Ковалов.

Впервые за историю фестиваля статуэтка отправилась к тапёру: 20-летний Филипп Чельцов получил приз с формулировкой «за возрождение искусства тапёра в России». Среди лауреатов этого года – архивист Госфильмофонда Наталья Чертова и кинокритик Лариса Малюкова.

«Очень почётно, когда коллеги, кинокритики, историки кино замечают твою работу. Для кинокритика это вообще страшно приятно, и я считаю, что это большая честь», — подчеркивает кинокритик Лариса Малюкова.

Под занавес «Белых столбов» между вручением заветных статуэток показывали еще раз студенческие работы известных кинематографистов – Абдрашитова, Краснопольского, Ускова. Александр Митта представлял ленту своего друга и однокурсника – режиссера Юлия Файта, чьё 80-летие в этом году фестиваль отмечал целой программой. В далёком 1958-м Митта озвучивал курсовую Файта «Маяка с реки Бикин».

«Он интересовался документальным кино, когда им никто не интересовался. В Советской Союзе его не было, только как официальное. Перечисление праздников, а про личную жизнь никто ничего не снимал», — рассказывает режиссер, народный артист России Александр Митта.

На этой неделе действительно стоило побывать в Белых Столбах. Для тех, кто упустил возможность увидеть эти раритетные ленты, Госфильмофонд вдогонку откроет «Эхо фестиваля архивного кино «Белые Столбы» уже в «Иллюзионе», в Москве.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>