Он делал портреты и снимки крестьянского быта, но совершенства достиг в искусстве фотопейзажа.
Выставка работ выдающегося русского фотографа Николая Андреева открывается в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Мастер пикториализма, он делал портреты и снимки крестьянского быта, но совершенства достиг в искусстве фотопейзажа. Ирина Разумовская подробнее.
Несколько лет назад Третьяковская галерея стала главным хранителем наследия фотографа Николая Андреева, получив в дар от его семьи большую часть его работ – более шести сот фотографий. На основе переданной коллекции и сделана первая полноценная ретроспектива фотохудожника в этих стенах. Об экспозиции такого уровня и издании полного каталога давно мечтали сыновья фотографа, которые всю жизнь изучают и популяризируют его творчество. Младший – Сергей Андреев – рассказывает, что отцу, который жил и творил в родном Серпухове, много раз предлагали переехать в столицу. А когда популярность возросла и выставки Андреева стали проходить и за рубежом – ему готовы были предоставить студию и там. Но домосед и ценитель родных пейзажей Николай Андреев не соблазнился: его мастерская и фотоателье, где он экспериментировал, всегда оставались в этом малом городе под Москвой.
«Фотография, которая изображена на обложке этого каталога, мне напоминает эпизод, о котором рассказывали наши родные. Как-то Николай Платонович снимал зимний вид. И ему понравилась изба, в которой не топилась печь – композиция не складывалась. Он подошел к хозяевам, попросил, чтобы растопили печь, пошел дым, и только тогда он снял», – рассказал Сергей Андреев, сын Н. Андреева.
Эта выставка – посвящение дому Николая Андреева в Серпухове. Отсюда такое пространственное решение. Эти обои – не просто реплика тех, что были в первом фотоателье художника. Здесь сделаны вот такие характерные темные пятна, оставшиеся будто от висящих когда-то фотографий. Кураторы поясняют: это грустная метафора того, в каком состоянии здание сейчас.
«Сейчас это часть Серпуховского историко-художественного музея. И долгое время он работал активно, и туда ходили люди. Однако сегодня он находится в довольно плачевном состоянии и требует реставрации. И мы хотели обратить внимание общественности, привлечь их внимание к этой проблеме», – сообщил куратор выставки Никита Ерофеев.
Как никто из русских фотографов, Николай Андреев переосмыслил традиции русской школы живописи. Его фотография – отнюдь не фотодокумент. С помощью ретуши, тонировок, дорисовок, разных техник печати и химических обработок изображения он делал свои пиктореалистичные фотокартины. Именно поэтому Третьяковская галерея помещает снимки Андреева в контекст живописи его соотечественников и современников. Благодаря такому соседству – с Левитаном, Васнецовым, Мещериным – сходство их сюжетов, образов и поэзии очевидно.
«В рамках этой выставки было непросто, например, показать Рембрандта или барбизонцев, или Каспара Давида Фридриха, но если вы посмотрите на эту фотографию Николая Андреева «Первые тучи», то вы видите, что он перерабатывает фотографию. Он хочет сделать из нее картинный образ. Это было стремление к абсолютному образу, вырванному из времени», – пояснил куратор выставки Кирилл Светляков.
Портреты крестьян и простых русских людей – в духе Перова, пейзажи средней полосы России, сделанные с любовью, как у Левитана или Серова, бытовые сцены, отсылающие к передвижникам. И при этом свой – воздушный, поэтичный и импрессионистичный мир фотографии Николая Андреева, мастера, который, конечно, стирал границу между фотографией и живописью.
Комментарии