Вручая новую премию МХТ, Хабенский перешел на эзопов язык

Вручая новую премию МХТ, Хабенский перешел на эзопов язык

Собрался шумный столичный бомонд. От правительства выступала Татьяна Голикова, призвавшая деятелей культуры прививать молодым верность и преданность стране. В зале находились Владимир Толстой с дочерью, министр культуры Ольга Любимова, Михаил Швыдкой и Карен Шахназаров. Писатель Александр Цыпкин опекал Светлану Ходченкову. Федору Бондарчуку пришлось расцеловать весь партер. Не то чтобы он к этому стремился – стремились все к нему. В кои то веки дружно пришли кинорежиссеры разных поколений – Владимир Хотиненко, Юрий Быков, Петр Буслов, Иван Твердовский, много нарядных актрис – Юлия Хлынина, Екатерина Шпица; как всегда без излишеств – Анна Михалкова.

Худрук новой премии Константин Хабенский заговорил со сцены на эзоповом языке, вошел в образ человека, который жил, не замечая границ, а потом оказался в темном углу. Ему стало страшно, а страх в голове – это и есть те самые границы. Какой-то замкнутый круг. Сидящий на стуле человек задумался, куда бы себя направить. на что потратить жизнь. Он был безнадежен. А молодые еще могут плавать.

Первым лауреатом стал патриарх Станислав Любшин, награжденный в сверхноминации «Без комментариев». В будущем тоже станут награждать тех, кто не нуждается в представлении и дополнительных комментариях, – не только деятелей культуры, но и спорта, и науки – самых разных сфер. Накануне 90-летия Любшин был бодр и остроумен, он в идеальной форме, репетирует, даст фору некоторым молодым. Ни одного другого представителя МХТ в номинациях представлено не было.

Списки номинантов формировали эксперты из разных сфер искусства. К примеру, кинокритик Иван Кудрявцев – в области кино. Если что, все претензии к нему – за иногда спорный выбор. В пострадавшей области современного искусства главным экспертом был Василий Церетели. Жюри сочло, что тут нет имен, знаменующих некий определяющий и поворотный момент, и решило премию не присуждать. Как будто он был в ряде других номинаций. В общем, хоровод чайников и кружек, козочки в рубашках, весь «День Утописта» из галереи «Наковальня», выставка «Сухая крапива», экспозиция «Как поймать мотылька?» в Музее Набокова не вдохновили строгий ареопаг. Не пришли к консенсусу. Иначе как все объяснить. Слабостью заявленных работ? Тогда все вопросы к экспертам, формировавшим «лист ожидания». Были бы номинанты зрелыми людьми – другое дело. А тут-то впервые выдвинули молодых и подающих надежды, и вот незадача. Так можно ранить на всю последующую жизнь. Или, напротив, закалить. В общем, осадок остался. Но хорошо, что устроители премии на жюри не давили, не заставили прийти в себя и не портить праздник. Все эта коллизия сделала церемонию живой, а не гламурно-показательной.

Удивительно, что каждый из кинономинантов представлял фильм с указанием платформы, на которой его можно посмотреть, словно кино предназначено исключительно для домашнего просмотра. Это какая-то дискредитация экранного искусства. В результате победила талантливая молодая актриса Елизавета Ищенко, исполнившая главную роль в сериале «Алиса не может ждать» Натальи Мещаниновой. Поддержать дебютантку пришла Анна Михалкова, сыгравшая ее маму. Вручал награду режиссер и член жюри Федор Бондарчук, вспомнивший на легендарной сцене своих близких – маму Ирину Скобцеву, безвременно ушедшую сестру Алену Бондарчук. Они – выпускницы Школы-студии МХАТ, как и сидевшая на галерке жена и актриса МХТ Паулина Андреева.

Премию в области театра получила еще одна выпускница Школы-студии МХАТ Анастасия Белова, сыгравшая Ларису Огудалову в «БЕСприданнице» в Театре им. Моссовета. В «Опере» победила меццо-сопрано Наталия Ляскова, исполнившая партию Юдит в «Замке герцога Синяя Борода» Пермского театра оперы и балета. В «Балете» лучшей стала Елизавета Кокарева – Сильфида в одноименном балете Большого театра. В категории «Классическая музыка» отметили отсутствующую из-за гастролей арфистку Софью Кипрскую. В литературной номинации тоже лидировала девушка – автор романа «Протагонист» Ася Володина. Лишь один юноша стал лауреатом новой премии – Роман Жауров, представлявший сочинение для пяти исполнителей, металлических объектов и электроники, и Московский ансамбль современной музыки в категории «Современная академическая музыка».

По ходу церемонии с экрана выступали мастера, дававшие напутствие молодым. Писатель Леонид Юзефович говорил, что там, где начинается насилие, прекращается литература, и важно увидеть человека со стороны не силы, а слабости, которая по-настоящему и соединяет людей. Хореограф Михаил Лавровский вспомнил о влюбленности в балерину, которая покинула его, и он плохо станцевал в Милане. Такого быть не должно, ведь главное – это сцена. До нее ты можешь дохромать, но выходить на подмостки надо только на взлете, оставляя все свои печали. А зритель должен быть после спектакля вдохновлен, а не раздавлен. Марина Неелова рассматривала успех как путешествие через череду неудач, призывала молодых быть дерзкими и бесстрашными, иногда эгоистичными, выжимать из режиссера все без остатка. И это, пожалуй, самая ценная и содержательная часть наградной церемонии, ее камертон, расставляющий все по своим местам.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>