По традиции 9 мая в Москве выступили Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра, исполнив три программы в зале «Зарядье». В этом году впервые из-за антиковидного протокола традиционный концерт Гергиева в день Победы на Поклонной горе был перенесен в концертный зал, где маэстро выступил днем с Денисом Мацуевым. А затем он дал еще два концерта с участием лауреатов Конкурса Чайковского (2011) пианистов Сон Чжин Чо (Южная Корея) и Даниила Трифонова. А тем временем в Москве развернулась хоровая программа Пасхального фестиваля. Открытие ее прошло в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя, где выступили Камерный хор «Нижний Новгород», Уральский государственный камерный хор (Пермь) и Московский Синодальный хор.
Этот концерт — одно из ключевых событий фестивальной афиши, как и сама идея пасхального «собора» хоров в Москве. Эта программа всегда была международной и за двадцать лет уже открыла фестивальной публике десятки хоровых коллективов из разных стран мира. Но в этом году по понятным причинам ее формат — российский.
Между тем именно Московский Пасхальный фестиваль первым стал собирать хоровые форумы в постсоветское время и давать возможность музыкантам выступить с концертами и на сценах, и в храмах, и на «благотворительных» площадках, принять участие в уникальном хоровом гала, собирающем в зале Чайковского сразу несколько коллективов. В этом году на Московском Пасхальном выступят хоры из Москвы, Перми, Нижнего Новгорода, Твери, Кисловодска, Петербурга, Краснодара, Владикавказа, Архангельска, Казани, Иваново. Концерты пройдут не только в Москве, но и в 14 российских городах.
На открытии в Зале церковных соборов звучали сочинения русской духовной музыки трех столетий — от Бортнянского, Дегтярева, Рахманинова, Чеснокова до Свиридова, протоиерея Георгия Извекова (священномученик, расстрелянный в 1937 году на Бутовском полигоне), ярославского священника Василия Зиновьева, современного композитора Сергея Екимова.
Московский Пасхальный фестиваль первым стал собирать хоровые форумы в постсоветское время
Чистый, благородный звук и тонко продуманная динамика у хора из Нижнего Новгорода (руководитель Иван Стольников) особенно впечатлили в исполнении пасхального канона «О, Пасха велия» Сергея Екимова, с его сложнейшим многоголосным движением гармонических созвучий — то словно растворявшихся в воздухе, то, наоборот, набиравших, слой за слоем, крепкую вертикаль. Более аскетично, с тихой сфуматной краской звучал пермский Камерный хор (руководитель Владислав Новик), исполнивший интереснейшую программу, в том числе сочинение священномученика Извекова — строгую и торжественно радостную песнь из его Пасхального концерта «Снизшел еси». Московский Синодальный хор под руководством Алексея Пузакова, с его эталонными интерпретациями духовной музыки, идеально выстроенным, ясным звуком, исполнил раритетные сочинения: «Тебе поем» священника Василия Зиновьева, «Сей день» Михаила Речкунова и «Плотию уснув» протоиерея Николая Ведерникова (умер в 2020 году) — сложную хоровую партитуру с богатой гармонической фактурой и «взволнованным» движением голосов, переходящим в распев: «Мира спасение — Пасха».
Комментарии