Постановка режиссера Дмитрия Егорова по пьесе Маргариты Кадацкой (оба — из Петербурга) — «увлекательное и немного грустное путешествие по жизни и творчеству Евгения Шварца, в котором сказка превращается в документ, а документ вдруг оказывается самой настоящей сказкой», как сказано в анонсе. Как известно, писатель родился в Казани, а умер в Ленинграде в 1958 году. Замечательный сказочник, автор любимых нами с детства сказок «Снежная королева», «Золушка», «Тень», «Голый король», «Сказка о потерянном времени». Также хорошо известны по киноверсиям его пьесы «Дракон», «Обыкновенное чудо», «Дон-Кихот», «Каин ХVIII».
Начинается спектакль с момента переезда Евгения Шварца и его первой жены Гаянэ Халайджиевой (Ганя) из Ростова-на-Дону, где оба работали актерами в «Театральной мастерской», в Петроград. Шварц вспоминает, как сделал предложение красавице-армянке Гане (и прыгнул по ее желанию с моста в Дон), как принял веру жены…
Спектакль представили в необычном пространстве. Во-первых, не в театре, а в киноцентре «Родина». Во-вторых, не на сцене (в этом зале спектакли вообще не играют), а в Мраморном зале, который находится в цокольном этаже. «Подвал «Родины» — так в шутку мгновенно окрестили его участники спектакля. И это первые гастроли спектакля — впервые его играли не в родных стенах.
Народный артист Республики Татарстан Сергей Мосейко, исполнитель роли Шварца, рассказал «РГ»:
«В Казани мы играем этот спектакль в фойе театра, который находится в бывшем здании Купеческого собрания, построенного в конце ХIХ века. Пространство, в котором мы играли спектакль здесь, сильно отличается. У нас в театре возникают ассоциации с застенками НКВД (полукруглые своды невысоких потолков при определенном освещении создают такое впечатление), а центральная часть, где мы играем «домашние» сцены (кабинет Шварца), выглядит более уютной и домашней. А в Петербурге монументальный Мраморный зал, сталинский стиль, другая эпоха. Мы волновались, примет ли нас это пространство. Приняло — судя по реакции зрителей — а мы сыграли здесь спектакль три раза».
В нескольких шагах отсюда, с улицы Караванной, — Дом радио (бывший Ленинградский радиоцентр, где в годы войны Шварц был комментатором), театры Комедии и марионеток, в которые он ходил, дружил с режиссерами Николаем Акимовым и Евгением Деммени, писал для них пьесы. В петербургских театрах играют спектакли по пьесам Шварца «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо», «Снежная королева»…Сергей Мосейко: Несмотря на мороз, мы с женой сегодня походили по тому маршруту, о котором вы говорите. По Малой Садовой и Невскому…
Шварца называют уроженцем Казани. Ваш земляк, выходит? А петербуржцы скажут: наш! Ведь он жил и работал здесь, похоронен на Богословском кладбище.
Сергей Мосейко: Конечно, он ленинградец. Родился в Казани. Но прожил там совсем недолго. Его отец учился в Казанском университете на врача, окончив его, семья уехала в Подмосковье.
Я, конечно, знал произведения Шварца, но не знал его биографию. Играл Принца в «Золушке», в «Драконе» был занят (стража). Наша работа с режиссером Дмитрием Егоровым началась с эскиза на лаборатории в нашем театре. Тогда я подробно познакомился с биографией Евгения Шварца. Было неизвестно, продолжим ли мы эту работу. Но в итоге спектакль мы сделали и играем его уже больше года.
Комментарии