В Петербурге в Музее этнографии открылась выставка «Императорский вкус». Она посвящена искусству при дворах китайских князей в XV веке. Предметы быта, погребальные атрибуты, а также роскошные драгоценности демонстрируют посетителям стиль жизни членов императорской династии Мин, их эстетические предпочтения и духовный мир.
Залы Этнографического музея заполнили люди, для которых Китай не просто соседняя с Россией держава. Это цивилизация, уходящая историческими корнями на тысячелетия в прошлое. Археологи, филологи, востоковеды пришли сюда, чтобы прикоснуться взглядом к ценнейшим реликвиям. Мало, кто видел эту коллекцию, ведь большую ее часть нашли в древнем захоронении всего несколько лет назад. Нефритовый пояс и золотой пояс с нефритовыми украшениями занимают центральное место в музейном зале.
Нефрит — просто уникальная работа. Даже «Чингиз-хан понимал, будучи степняком, кочевником, и ценил работы ювелиров, китайских», — объяснил директор Российского этнографического музея Владимир Грусман.
Эта выставка — ответный жест руководства провинции Хубэй. Петербург в прошлом году знакомил товарищей из Поднебесной со своей коллекцией. Теперь древнее китайское золото и серебро сверкает в витринах Этнографического музея.
«В выставке три раздела. Первый — посвящен предметам быта и утвари для торжественных церемоний. Второй — это украшения из серебра и золота. А третий рассказывает о вере и религиозных обрядах», — пояснил заместитель директора музея провинции Хубэй Ванг Хианфу.
Предметы способны рассказать об эстетических предпочтениях членов императорской династии Мин, об их вкусах и стиле жизни. Золотой чайник утонченной формы, такие же золотые ложки и палочки для еды дополняют предметы личной гигиены. Такой набор называется «три дела» и состоит из ложечки для чистки ушей, пинцета и зубочистки.
Потемневшие серебряные таблички — это древнейший документ — свидетельство о браке. Его получила жена младшего брата императора Сюаньдэ. Поскольку она не родила своему мужу наследника, то, согласно традиции, после его смерти должна была незамедлительно последовать за ним в царство мертвых.
«Обычай требовал для сохранения своего лица в случае смерти супруга. Это было высшее проявление долга. Но император даровал ей прощение и оставил служить и дальше», — объяснила сотрудник отдела внешних связей Российского этнографического музея Анастасия Калюта.
Женщине сохранили жизнь еще на целых 10 лет, и она умерла уже в 37-летнем возрасте. Впрочем, конфуцианский гуманизм не распространялся на врагов. Железный меч князя Ляньчжуана, призванный отбивать атаки супостатов, все еще ждет своего часа, уже целых 624 года.
Комментарии