Забастовка голливудских актеров хлестанула по Мостре: премьеру «любовно-теннисного» фильма Луки Гуаданьино «Претенденты» пришлось отменить. Он ориентирован на публику в возрасте от 18 до 34, и участие популярной актрисы, певицы, танцовщицы и модели Зендаи в продвижении релиза имеет решающее значение, у звезды более 200 миллионов подписчиков в соцсетях. Но Зендая не может представить фильм в Венеции, и мировая премьера перенесена на апрель будущего года.
Конкурс открыл «Команданте»: в эпоху сотрясающих планету катаклизмов он напоминает о необходимости в любых обстоятельствах оставаться людьми, протягивая руку помощи даже врагу, если он уже повержен. Картина основана на реальном факте Второй мировой войны, когда командир итальянской боевой субмарины Сальваторе Тодаро, потопившей вражеское судно «Кабало», взял, вопреки приказу, на буксир шлюпку с членами его бельгийского экипажа и, рискуя попасть под обстрел противника, привел ее в ближайший безопасный порт. Этот пример высокого гуманизма вдохновил известного писателя Сандро Веронези и режиссера Эдоардо Де Анджелиса (замечательного визионера, по характеристике Эмира Кустурицы) на создание военной эпопеи, напоминающей о приоритете общечеловеческих ценностей перед любым законом войны.
В эпоху сотрясающих планету катаклизмов фильм «Команданте» напоминает о необходимости в любых обстоятельствах оставаться людьми
Прежде чем перейти к главному моральному конфликту фильма — труднейшему выбору, перед которым оказался герой, авторы почти трехчасовой эпопеи погружают нас в клаустрофобский мир субмарины. Мы знакомимся с ее обитателями: оторванным войной от привычной жизни механиком, в миру рыбаком Стампо, с бывшим скрипачом лейтенантом Степовичем, с корабельным коком Джинджино, в прошлом он был искусным поваром одного из небольших ресторанов, а теперь учится делать деликатесы из картошки.
Подлодка подвергается неожиданному обстрелу подкравшимся в темноте неизвестным торговым судном и вступает в короткий, но ожесточенный бой. И теперь мы должны вместе с героями преодолеть понятные чувства ненависти к напавшему и выбирать между древним незыблемым законом морского братства, требующим помогать утопающим, и законом военного времени, когда все нацелено на уничтожение, разрушение и убийство. В роли сурового команданте Тодаро — Пьерфранческо Фавино («Марко Поло», «Война миров Z»).
В программе «Венецианские классики» прошел фильм Орсона Уэллса «Портрет Джины» 1958 года, картина со странно нелепой судьбой. Она была снята мастером как пилот к задуманному им телесериалу «о местах и людях» — своеобразному интервью-шоу. В центре — итальянская звезда Джина Лоллобриджида, находившаяся в зените красоты и славы. Но встречи с ней были лишь поводом попутешествовать по Италии, поговорить с ее знаменитыми коллегами — кинематографистами уровня Витторио Де Сика — о прихотливых траекториях их профессиональной жизни, обсудить итальянские традиции и обычаи, сосредоточившись на жизни и практике римской киностудии Cinecitta… В картине использованы фотографии, постеры, рисунки жившего в Париже русского художника-авангардиста Эдуарда Штейнберга.
Уэллс считал картину не привычным «творческим портретом», а вариантом эссе в традициях личного дневника, своим размышлением на темы, связанные с Лоллобриджидой. Впоследствии этот жанр, соединяющий опыт кино с телевидением, был частично реализован в документальном фильме Уэллса F For Fake («Фальшивка») 1973 года — о мистификациях и фальсификациях в искусстве, а тогда телеканалы США отвергли проект, обвинив автора в технической некомпетентности, и пилотный выпуск сериала не вышел в эфир. Единственная сохранившаяся копия была обнаружена вскоре после смерти Уэллса в середине 1980-х годов. Ее и увидели зрители Мостры.
Комментарии