В Музее МХАТ рассказали о последних днях Пушкина

В Музее МХАТ рассказали о последних днях Пушкина

Было бы неправильным, если бы Пушкина отдали на откуп одним только литературным музеям, которые 225-летие классика, как уже писал «МК», празднуют с небывалым размахом. Поэтому остается приветствовать открытие 18 мая в Музее Московского художественного театра проекта «И Пушкин вас поведет…», посвященного драматургии Пушкина и ее сценической судьбе конкретно во МХАТе.

Музей в Камергерском переулке решил вновь поднять вопрос о сценичности / несценичности драматургической части наследия Александра Сергеевича, поскольку пушкиноведы «почти не раскрывают зрелищную природу театральных текстов», — это цитата из анонса выставки. Вообще, чтобы исследователи изучили зрелищность или что-то еще, сначала должно произойти накопление материала – что и делается музеем в течение десятилетий.

Историческая канва такова. Впервые Художественный театр обратился к произведениям Пушкина в 1907 году – речь о драме «Борис Годунов». Тогда главным художником выступил легендарный Виктор Симов, а постановщиками — Немирович-Данченко и Лужский.
Прошло семь лет, и театр – в 1915-м году – поставил «Маленькие трагедии».

Отдельные произведения цикла поделили между собой два гения – Немирович-Данченко взялся режиссировать «Пир во время чумы» и «Каменного гостя», а Станиславский – «Моцарта и Сальери». Но в итоге на афише значилось одно имя режиссера и художника – Александра Бенуа.

Руководство Бенуа не было номинальным, так как именно ему принадлежала идея объединить пьесы в трилогию, чтобы зрители увидели, как «борется человеческая душа с Богом, как борется она с другими душами, как побеждает их и как в конце концов оказывается безнадёжно проклятой, погибшей», — рассказывают в Музее МХАТ.О «Борисе Годунове» Художественный театр вспомнил вновь в 90-е – пьеса серьезно резонировала с текущей политической ситуацией.

В 1994 году режиссер Олег Ефремов поручил постановочную часть художнику-сценографу Борису Мессереру. Борис Асафович широко прибег к техническим ухищрениям – в спектакле двигались фрагменты пола, с помощью которых сменялись отдельные сцены, а на подвесных спускаемых экранах возникали ремарки, обозначавшие время и место действия каждой сцены. При этом над подмостками выводились цветные проекции летописных рисунков. Татьяна Глебова по поручению Ефремова создала костюмы, стилизованные под аутентичную одежду начала XVII века – эскизы работы выдающегося костюмера мы видим на выставке.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>