В Москве проходит Международный конкурс дирижеров имени Халилова

В Москве проходит Международный конкурс дирижеров имени Халилова

Перед началом конкурса участники, члены жюри и художественный руководитель возложили цветы к мемориальной доске Валерию Халилову.

Второй тур Международного конкурса дирижеров имени Валерия Халилова проходит в Российской академии музыки имени Гнесиных. На этапе отбора участникам предоставили возможность самостоятельно выбрать произведения. Программу второго и третьего тура составило жюри. Репортаж Анастасии Егоровой.

Перед началом конкурса участники, члены жюри и художественный руководитель возложили цветы к мемориальной доске Валерию Халилову. Ее открыли в Российской академии музыки имени Гнесиных два года назад – в день рождения Валерия Михайловича.

Международный конкурс имени Халилова – единственное в России музыкальное состязание для дирижеров духовых оркестров. Впервые его провели в 2018-м в городе Тыва. Перенесли в Москву, чтобы поднять статус и расширить географию.

«Придание международного уровня конкурсу – это значит в первую очередь должен быть репертуар, сложный, по-настоящему художественный, это должны быть коллективы высокопрофессиональные. Это то, что мы сейчас имеем: Кремлевский государственный оркестр и Губернаторский оркестр Московской области», – пояснил художественный руководитель конкурса, дирижер Виктор Худолей.

Из-за пандемии в этот раз на конкурсе только музыканты из России и Белоруссии. Анастасия Борисова – единственная девушка среди участников дирижеров. На жеребьевке накануне конкурса ей выпал первый номер. Для нее конкурс дирижеров духовых оркестров – первый. Он особенный – еще и потому, что носит имя ее преподавателя.

«Меня судьба сюда привела. Получилось, что я поступила сюда, в Гнесинку, на дирижерский факультет, и моим первым педагогом как раз стал Валерий Михайлович Халилов. Когда я узнала, я очень испугалась и, конечно, вдохновилась», – призналась Анастасия Борисова.

Вместе с номером выступления на жеребьевке участники вытягивали и название произведения, которое исполнят с оркестром. Всего конкурсанты должны были выучить 22 партитуры. 12 – на первый тур, и 10 – на второй. И сходу без репетиций сыграть произведение перед членами жюри. Максим Рассоха – участник из Белоруссии, исполнил драматическую увертюру для духового оркестра Мясковского.

«Получилось так, что оркестр уже готовился с определенной мыслью, с определенными темпами, характером, и мы столкнулись с тем… как с баррикадами, которые нужно разгрузить, потому что мы хотим другое, они не дают нам это сделать. И мы немножко идем у них на поводу. Приходится останавливать, что-то говорить», – поделился Максим Рассоха.

Самое сложное для дирижера – заслужить доверие музыкантов, говорят члены жюри. От этого зависит, кто на сцене будет вести. «Дирижер – это полководец. Он должен вести за собой оркестр, и в первую очередь это сила. Я не имею ввиду физическую силу. Сила убеждения», – подчеркнул председатель жюри, дирижер, народный артист России Александр Сладковский.

Тур продлится два дня. Жюри оставит пять участников, которые и выйдут в финал.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>