В культурном центре Elohovskiy Gallery, что на Бауманской, проходит выставка «На дне морском». Она объединила музейные редкости, в том числе из коллекции Политехнического музея и Морской спасательной службы, с произведениями одиннадцати художников галереи «Триумф», среди которых признанные мастера и молодые авторы.
Восемь залов выстраивают маршрут путешествия в подводный мир. И дарят возможность поразмышлять о мощи водной стихии, рождении жизни в глубинах океана, кораблекрушениях, памяти и забвении… Художники воплотили свои идеи в живописи, скульптуре, инсталляциях, используя богатый спектр материалов: от эпоксидной смолы воздушного пластилина до камня и глины. Идея взаимодействия живого мира и неживой материи — среди тех, которые вдохновляли куратора выставки Марию Дубодел. «Мы говорим, например, про воду как память, как бесконечный поток сансары, как очищение, как про субстанцию, которая может быть твердой, тягучей, разной», — говорит она.
Выставка начинается с картин Владимира Дубосарского. Художник приглашает посетителей погрузиться на глубину, где время течет совсем по-другому, нежели в обычной, земной жизни. Оно словно останавливается в его произведениях, поэтому на предметах под водой нет и следов разрушения.
Работы Кати Афониной продолжают эти мотивы живописи. Она рисует Атлантиду гламурного мира, но вместо иронической утопии Дубосарского тут зрителя встречают приметы катастрофы. Флаконы из-под духов пусты, баночки с кремом разбиты, модная сумка порвана, косметички зарастают травой. В творениях Кати Афониной природа напоминает вечное: Memento mori.
В третьем зале — архив. Тут нас встречают раритеты, предоставленные Политехническим музеем и Московской спасательной службой. Можно сказать, что это один из ключевых залов проекта. Так как одна из главных тем выставки — память, то архив предлагает погружение вглубь времен. В эпохи кругосветных путешествий XVIII-XIX веков. В архиве и подзорная труба, и астролябия 1831-1846 годов, компас, секстант, мощный подвесной судовой фонарь конца XIX века. В центре зала — тяжеленный скафандр для подводных работ. Двадцатикилограммовые шлем и ботинки — дореволюционные, а сам костюм создан в 1970-е. Скафандр в рабочем состоянии, можно хоть сейчас спускаться на глубину. Перед нами оживает история освоения человеком водного мира.
Соседство старинных предметов с работами современных художников размывает границы между прошлым и настоящим, показывая, что стихия воды неподвластна времени.
Керамические и фарфоровые объекты, созданные Александром Сафроненковым при помощи компьютерных программ, напоминают артефакты со дна морского. Инсталляция из пластилина «Морские жители» Анастасии Аспарагус, в сущности, про ребенка внутри каждого из нас. «Я родилась в Крыму, выросла близ Черного моря. Мне хотелось хаотичные образы, связанные и не связанные с морем, облечь в историю с помощью пластилина, — рассказывает художница. — Мы старались поставить свет так, чтобы получались тени. Знаете, когда вдруг тучи расходятся, лучи солнца преломляются в волнах, видны водоросли, морские бычки… Мне очень важно было показать эту «мутность», когда ты делаешь первый нырок, под водой открываешь глаза и сквозь пелену начинаешь видеть подводный мир».
Комментарии