«Усы властелина» – новая выставка о Петре I в Третьяковской галерее

«Усы властелина» – новая выставка о Петре I в Третьяковской галерее

Петр Великий на протяжении всей жизни не сбривал усы. А всегда ли они были одинаковы? Как на эволюцию усов влияли изменчивая мода, здоровье или настроение государя?

Как менялся внешний облик Петра I в течение жизни, можно узнать в Третьяковской галерее. Сегодня там открывается выставка «Усы властелина». Специалисты музея отмечают, что форма усов на портретах императора нередко помогает установить, кто автор картины и когда она была написана. Репортаж Алии Шарифуллиной.

Многие исторические персонажи прославились не только своими делами, но и своими… усами. Английский король Карл II, Максим Горький, Чарли Чаплин, Петр I – представить их без усов сегодня просто невозможно. Петр Великий на протяжении всей жизни не сбривал усы. А всегда ли они были одинаковы? Как на эволюцию усов влияли изменчивая мода, здоровье или настроение государя? И похожи ли его прижизненные усы на усы, изображенные на полотнах? В Третьяковской галерее провели расследование.

«Самое раннее изображение Петра – оригинал относится к 1698 году. Весной этого года Петр был в Англии. Мы с вами видим молодого Петра, ему 25 лет исполнилось. Такой формы усы – тоненькие, как шнурочки, как я говорю, называются «английские». То есть в соответствии с этой модой английской он такие усы и стал носить», – рассказала куратор выставки Людмила Маркина.

Судя по книжной иллюстрации, в момент венчания 16-летний государь был еще безбородым и безусым. Первая растительность над его верхней губой могла появиться в начале 1690-х годов. В это время русский царь активно посещал Немецкую слободу, большинство жителей которой брились или носили усы. Уже через несколько лет в полушутливом петровском указе буден предписано: «Гладко бриться, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести…».

Согласно уже официальному документу, тем, кто не желал следовать моде, выдавали специальный «бородовый знак» – подтверждение уплаты пошлины. А вот «усатых» знаков изготовлено не было, несмотря на то, что и усы были под запретом. Может быть, дело в том, что государь сам нарушал свой же приказ? К этому времени у Петра I усы стали гораздо пышнее… «которые называются императорские, они уже более пышные, интересной фигурной формы. Он повзрослел, уже приобретает другой статус. И рядом вы видите профильное изображение – делали для монет, они в ходу были. Поэтому точное должно быть изображение», – пояснила Людмила Маркина.

«Лишь разгладит он усы, Смертной не боясь грозы, Скачут в пламень суеверы…» – как точно Ломоносов отметил в этих строках роль усов в передаче внутреннего состояния Петра. Он начинал их теребить, когда пытался сдерживать приступы гнева. В 1717 году Петр I попадает в Париж. И его усы снова меняются – парижские цирюльники придают им элегантную форму «карандаш».

«Они так понравились Петру! Надо сказать, что он до конца своей жизни, собственно, и носит усы такой формы. Мы знаем изображение «На смертном одре». И там именно такие усы», – отметила Людмила Маркина.

К «Усам властелина» можно относиться с юмором. Ведь кажется, что это не константа и не признак идентификации – их можно как отрастить, так и сбрить. Но сегодня изображение усов на портретах правителя нередко помогает специалистам в атрибуции произведений – установлении авторства и времени их создания. Так что расследование продолжается.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>