Третьяковская галерея ищет спонсоров для восстановления рельефа «Борьба с землей» — советского скульптора Ивана Шадра. Для этой работы уже нашли место в здании на Крымском валу. Но предстоит долгая и дорогостоящая реставрация.
Внутренний двор Третьяковки на Крымском валу. Рельеф Шадра «Борьба с землей» — на улице и зимой, и летом. Уже много лет. Небольшой навес спасает, но лишь отчасти. Эксперты из научно-исследовательского института реставрации проверяют состояние металла. Убеждаются: сильный нагрев может разрушить спайки на швах. Рельеф — в плачевном состоянии. В средней части внизу он сильно деформирован, есть прорывы, утрачены некоторые фрагменты. Чтобы понять, как восстанавливать произведение, высверливают отверстие. Для анализа нужна стружка.
Иван Шадр делал проект фонтана в двадцатые годы для сельско-хозяйственной и кустарно-промышленной выставки. В центре композиции — рабочий за рулем мощного трактора. Внизу — тот самый рельеф, — борьба крестьян с землей. В начале этой рельефной «цепочки» — голова пахаря с огромным кричащим ртом. Фонтан так и остался проектом. Но Иван Шадр в 1923 году сделал рельеф в гипсе, а в бронзу его отлили уже после смерти скульптора, в 1959.
«Шадр был великолепным мастером. И мастерство в скульптуре еще никто не отменял, как вы понимаете. И то, что вот эта идея она имела такое гениальное воплощение, да как же мы можем не приложить все усилия, чтобы сохранить этот шедевр», — отмечает Ирина Седова, заведующая отделом скульптуры Государственной Третьяковской галереи.
Все пробы эксперты отвезли в институт реставрации, где провели исследования на металлографическом микроскопе.
«Распределение свинца, цинка и меди, вот видите: очень яркие картинки, как раз нам и говорят о составе этого сплава. Исходя из этого, мы сделали заключение об однородности состава сплава», — говорит Татьяна Юрьева, лаборант-исследователь лаборатории физико-химических исследований ГОС НИИР.
То, что сплав — однородный, задачу облегчает. Дополнительных искусственных покрытий не требуется, и задача реставраторов — очистить поверхность, сохранив при этом слой пАтины. Но все «болезни» рельефа вылечить нельзя. Запрет на термическую обработку делает невозможным восстановление нижнего края центральной части рельефа. А экспонировать его можно будет только в особых условиях. Инженерам пришлось придумать конструкцию, которая снизит нагрузку на нижнюю часть.
«Заключается метод в том, чтобы экспонировать под углом в двадцать градусов к вертикали. Соответственно, на контактных направляющих, на которых бы нагрузка была равномерно распределена по всей плоскости рельефа», — объясняет Владимир Стебихов, инженер-конструктор отдела монументальной скульптуры ГОС НИИР.
Эта конструкция еще и мобильна: благодаря специальным маневренным колесам рельеф можно будет перевозить. Достойное место для рельефа Шадра уже нашли.
«Мы прекрасно понимаем, что после всех усилий, которые будут предприняты реставраторами, эта вещь не может находиться под открытым воздухом, и мы планируем представить ее в вестибюле здесь, на Крымском Валу», — рассказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
По словам Зельфиры Трегуловой, рельеф Ивана Шадра включен в спонсорскую программу Третьяковской галереи. О том, что его нужно спасать, в музее заговорили еще десять лет назад. Теперь, после исследований Гос ВНИИР, стало понятно: реставрация должна начаться как можно быстрее.
Комментарии