В Москве продолжается «Неделя Пригова». 16 июля исполнилось 10 лет со дня ухода из жизни этого поэта и художника, который сам себя предпочитал называть просто деятелем культуры. В Третьяковке обсудили творчество Пригова, и состоялась передача картины «Портрет Хайдеггера» в дар музею.
В этом портрете даже не стоит искать черты реального Мартина Хайдеггера, немецкого философа, одного из основоположников немецкого экзистенциализма. Художник изобразил его в виде некоей сущности. «Зачем?» – в случае с Приговым этот вопрос почти всегда бесполезен, кодов к пониманию своих концептуальных решений автор не оставил.
«Для Третьяковской галерее − это очень ценный дар, которая сделала семья Пригова. В коллекции Третьяковской галереи очень много ранних работ Пригова, 1970-1990-х годов, но почти нет произведений 2000-х годов, когда он переводил свои ранние бестиарии в такие монументальные формы», − рассказала заведующая Отделом новейших течений Третьяковской галереи Ирина Горлова.
Эту работу в последний раз можно было увидеть на масштабной ретроспективной выставке Дмитрия Пригова в Третьяковской галерее в 2014 году. Куратор Кирилл Светляков сделал тогда акцент на диалоге художника с высокой культурой, его тяге к метафизике. Сегодня искусствовед продолжает изучать философию этого парадоксального и противоречивого художника.
«Он автор, но он и персонаж. Он и зритель своих работ − это еще одна игра, в которой он неуловим», − пояснил искусствовед Кирилл Светляков.
Круглый стол собрал ведущих специалистов по творчеству Дмитрия Пригова. У каждого из них свое восприятие художника и его идей. Но на абсолютной верности своих интерпретаций никто настаивать не стал. Специалисты сошлись в том, что совокупность полярных мнений − это и есть Дмитрий Пригов.
Комментарии