Театр «Сатирикон» отмечает 110-летие Аркадия Райкина

Театр «Сатирикон» отмечает 110-летие Аркадия Райкина

По традиции день рождения театра «Сатирикон» отмечается 24 октября, в день рождения его основателя — великого артиста и народного любимца Аркадия Райкина, чье имя ассоциируется для миллионов россиян с верой в справедливость, добро и правду.

Этот год для театра — юбилейный, в 2021 году исполнилось 110 лет со дня рождения знаменитого актера. Его сын, художественный руководитель театра «Сатирикон», глава Высшей школы сценических искусств (ВШСИ), народный артист России Константин Райкин в преддверии памятной даты дал большое интервью телеканалу «Россия 24», в котором подчеркнул, что день рождения его отца и театра «Сатирикон» — «это [такое] значительное событие, которое в круглые даты становится особо значимым, и [в этом году] мы хотели бы его широко отпраздновать».

В честь знаменательной даты театр дарит зрителям много приятных моментов. Так, актеры «Сатирикона» пишут зрителям индивидуальные поздравления, проводят с ними встречи перед спектаклями. Проходит специальная выставка костюмов, масок и других предметов, использовавшихся Аркадием Райкиным при его жизни, а также его редких театральных фотографий.

Дело великого актера Аркадия Райкина сегодня продолжает не только его сын Константин, но и другие члены театральной династии Райкиных. Так, режиссером премьерного спектакля «Это все она», открывающего новый сезон в «Сатириконе», является супруга Константина Аркадьевича, а в одном из составов играет его дочь Полина. Константин Райкин особенно отмечает, что к членам семьи, работающим над постановками в «Сатириконе», предъявляет повышенные требования.

«Это талантливая пьеса, очень острая, написанная болезненно правдиво, но, вместе с тем, с большой любовью к человеку. В ней есть элементы трагизма, открытого финала, который имеет некоторую намеренную неопределенность, и мне это очень нравится», — так охарактеризовал постановку Райкин.

Начавшаяся в 2020 году пандемия нового коронавируса особенно жестко сказывается на театральной жизни. Во время карантина театры перешли на интернет-трансляции своих постановок. При первой возможности театры снова стали играть спектакли вживую. Пройдя через опыт 2020 года, Константин Райкин уверенно говорит: спектакли на экране компьютера — это не есть истинный театр.

«Театр — это взаимодействие энергии, идущей со сцены, и энергии понимания и восприятия зрителей. Приведу сравнение: есть лес с его атмосферой, и есть гербарий. Нельзя по гербарию составить представление о лесе. Так и с театром — нельзя увидеть спектакль на экране и сказать, что ты был в театре», — делится ощущениями Константин Райкин.

Сегодня российский театр, и «Сатирикон» не исключение, особенно стремится привлечь молодого зрителя. Чтобы этого добиться, в России с 1 сентября 2021 года действует проект «Пушкинская карта», позволяющий молодым людям в возрасте от 14 до 22 лет получить карту с депозитом 3000 рублей на оплату посещений культурных мероприятий. Художественный руководитель «Сатирикона» высоко оценил эту инициативу. «Это реальная попытка привлечь молодежь в театр. Практически весь наш репертуар участвует в этом начинании. Около 10% наших зрителей — участники этого проекта. Это хорошие и обнадеживающие цифры», — оценил новшество Константин Райкин.

Вместе с тем худрук «Сатирикона» привлекает молодежь в театр не только в качестве зрителей, но и в качестве профессиональных участников процесса. Сын Аркадия Райкина — это основатель и художественный руководитель Высшей школы сценических искусств. В 2012 году, когда ВШСИ только открылась и начала обучать студентов на трех факультетах — актерском, менеджмента, театральной техники и технологии, такого набора специальностей не предлагал ни один российский театральный вуз. Сегодня «Школа Райкина», как ее еще называют, встала в один ряд с ведущими театральными вузами России. Как отметил Константин Аркадьевич, значимость ВШСИ для театра и для него лично сложно переоценить.

«Преподавание для меня очень важный процесс, потому что это строительство театра. Я обучаю этих ребят, потому что в существо театра все время нужно вливать новую кровь. И взрослые артисты тоже не расслабляются — знают, что у них есть смена. Артист, который чувствует, что все в порядке, уже что-то существенно теряет», — отмечает Константин Райкин.

Жизнь худрука «Сатирикона», однако, занята не только мыслями о творчестве. Так, в судебных инстанциях рассматриваются иски, так или иначе связанные с «Фондом поддержки и развития культуры» имени А.И. Райкина, в том числе о его ликвидации. Пишут СМИ и о попытках получить контроль над принадлежащим фонду имуществом. Судебные инстанции поддержали позицию Константина Райкина, которую разделяют и поддерживают многие члены коллектива театра, студенты и преподаватели ВШСИ.

«Школа нужна, — продолжает Константин Райкин, — поэтому я за нее борюсь. Все остальное — это частности, с которыми я справлюсь». И в этом он будто вторит своему отцу Аркадию Райкину, всегда говорившему: «будучи оптимистом, я верю, что все пороки и недостатки истребимы. Мне хочется, чтобы все то, что нас окружает, было лучше, добрее, человечнее».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>