Пермская галерея показала в Третьяковке своих богов: сокровища Камы

Пермская галерея показала в Третьяковке своих богов: сокровища Камы

В Новой Третьяковке открылась выставка «От иконы к авангарду», приуроченная к 100-летию Пермской государственной галереи и 300-летию Перми. Впрочем, истинная причина приезда сокровищ, которые прежде почти никогда не покидали города на берегу Камы, другая. Музей закрывается в начале октября, чтобы со временем обрести новое здание, которое пока только строится, — его обещают открыть на территории завода Шпагина через год. Спасо-Преображенский собор, который музей занимал с 1933 года, вернули церкви. Вместо того, чтобы экспонаты пылились в запасниках, их решили показать другим городам.

Пермской галерее есть чем гордиться — свои лучшие экспонаты музей в августе показал во Владивостоке, а теперь они приехали в Москву. Словом, проехали они не одну тысячу километров до того, как попасть в столицу. Жаль, что после такого приключения ради шедевров разных эпох и стилей не придумали какого-то особенного экспозиционного решения, хотя представленные произведения того заслуживают. Экспонаты без всякой выдумки разместили на фоне белых стен на двух этажах залов №80–82, связанных между собой лестницей.

Открывает выставку искусное лицевое шитье и иконы XVII века. Тут русское барокко. Среди них стоит выделить икону великомученицы Варвары с непростой судьбой. Икона была написана по заказу Строгановых для церкви Благовещения в Сольвычегорске. Со временем храм начал ветшать, и, чтобы собрать деньги на ремонт, Синод принял решение о продаже 200 икон. Так они оказались у купца и старообрядца Николая Папулина, который выкупил их для молельни в Судиславле. Через несколько лет в ходе кампании по борьбе со старообрядчеством Папулина сослали в монастырь, а его состояние и иконы конфисковали. Узнав об этом, граф Сергей Строганов подал прошение о возвращении ему «памятников христианского благочиния предков»: ему удалось вернуть икону и поместить в новый храм при Очерском заводе. После революции образ мученицы Варвары попал музей, а позже, в ходе реставрации, открылось, что средняя часть иконы написала в ХV веке (Ростовская школа), а живопись на полях датировали ХIХ-м. У каждого экспоната на выставке — своя сложная история. Их объединяет одно — в свое время все пережили гонения, и что ни вещь — то шедевр.

Первый раздел — самый скромный. Обширное собрание иконописи Пермской галереи представлено лишь пятью образами, среди которых два — работы мастера Оружейной палаты Семёна Хромого. Известно всего пять икон его письма, четыре из них хранятся в Перми. Еще есть потрясающая ветхозаветная «Троица» иконописца Ильи Филиппова, также числившегося в Оружейной палате. Это единственная сохранившая его работа.Центральная часть экспозиции отдана уникальной деревянной храмовой скульптуре ХVII–ХVIII веков. Здесь всего 36 резных расписанных фигур, среди которых самая известная — «Спаситель в темнице». Стиль скульптур — революционный для своей эпохи. В нем чувствуются отголоски западноевропейского барокко и языческой культуры. В начале ХVIII века церковь запретила объемные изображения святых, но искоренить традицию вырезать богов из дерева ей не удалось. Некоторые из этих образов чудом спасли. Сначала от гонителей ХVIII века, затем — в революционное время.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>