Любовь по ренессансу: открываем тайны муз шедевров Возрождения

Любовь по ренессансу: открываем тайны муз шедевров Возрождения

Смотришь на улыбающуюся Мону Лизу — и очаровываешься. Думаешь — кем же была эта девушка с загадочной улыбкой? Чуть меньше 20 лет назад ученые доказали, что модель Леонардо — Лиза дель Джокондо, жена торговца тканями Франческо. О судьбе ее известно мало, и, судя по всему, прожила она спокойную тихую жизнь. И в этом смысле — стала исключением. Чаще судьбы муз, запечатленных на картинах великих мастером Возрождения, были наполнены крутыми поворотами и любовными страстями. Мы выбрали семь поразительных историй, которые заставляют иначе посмотреть на знаменитые шедевры.

Тихое счастье «Дамы с горностаем»

Леонардо да Винчи. «Дама с горностаем». Другая героиня – натурщица одного из четырех женских портретов кисти Леонардо да Винчи. Кстати, опросы в интернете, показывают, что для российского зрителя именно этот портрет Леонардо – самый лучший и самый красивый, а не «Мона Лиза». Традиционно считается, что «Дама с горностаем» написана по заказу покровителя художника, правителя Милана Лодовико Сфорца, и изображает его фаворитку Чечилию Галлерани. Это предположение основано практически на детективном расследовании: словесном описании некого ее портрета в сонете, а также на ребусе, связанном с ее фамилией: горностай по-гречески – «гале». Кем была эта женщина, откуда она взялась при дворе, что творилось в ее душе, почему именно она так привлекла Леонардо? Знаменитая картина хранит много секретов ее натурщицы.

Людовико Сфорца очаровался красотой Чечилии, когда увидел ее у церкви. Первые годы прятал юную любовницу в монастыре, потом сделал официальной фавориткой. И заказал портрет Леонардо. Девушка заворожила мастера своей робость и мальчишечьей угловатостью, а еще удивительным внутренним спокойствием. Не случайно он написал ее в срок (что с Леонардо почти не случилось) и с горностаем – ребус с шифровкой фамилии на греческом предложила сама Чечирия, которая как раз тогда учила язык древних. Тогда она еще не знала, что скоро округлится, потеряв формы изящной статуэтки, и Людовико подыщет ей мужа – графа, с которым она обретет тихое счастье.

Украденная монашка

Фра Филиппо Липпи. «Ла Липпина». История Ромео и Джульетты – пожалуй, самая знаменитая любовная история эпохи Ренессанса. Но она — вымышленная! Если же говорить о реальных историях, то любовь Фра Филиппо Липпи и Лукреции Бути считается одной из самых известных. Липпи был монахом, а она – монахиней, он похитил ее из монастыря, и они жили долго и счастливо. Невероятный был скандал!

Перед нами картины и фрески работы Липпи, на которых изображена прекрасная монахиня – изящная блондинка. Причем зачастую в образе католических небожителей. Вот одна из работ, считающихся ее «портретом». Вообще Липпи написал множество «Мадонн», но эта – одна из самых знаменитых и узнаваемых, благодаря чему она приобрела отдельное прозвище – «Ла Липпина». «Ла Липпина» станет примером для многих художников, включая Сандро Боттичелли.

Округлившаяся «Весна»

Сандро Боттичелли. «Портрет дамы, известной как Смеральда Брандини». Симонетта Веспуччи – юная флорентийская аристократка, в которую Боттичелли был платонически влюблен. Нет никаких свидетельств того, что они хотя бы раз перемолвились словом, однако он страдал по ней всю свою жизнь. Тяжело переживал ее кончину, случившуюся в юном возрасте, и был похоронен в изножье ее могилы. Как выглядела Симонетта Веспуччи известно всем: она смотрит на нас с полотен «Рождение Венеры» и «Весна». Но Боттичелли писал и других женщин, жен своих друзей. Вот он изображает жену ювелира, с которым работал над заказами для рода Медичи.
Эта женщина – тоже блондинка, но земной, а не ангельской красоты, — была другом художника, его конфидентом. Она выслушивала его жалобы о несчастной любви и, наверняка, вкусно кормила. Сохранилось несколько женских портретов кисти Боттичелли, и все они, кроме этого, являются профильным, согласно моде, которая к моменту его написания уже постепенно начинает устаревать. Это делает картину уникальной в творчестве Боттичелли. На ней натурщица изображена беременной, что всегда был большим риском для женщин той эпохи.

Нетипичная муза Тициана

Тициан. «Портрет Лауры Дианти». Героиня этого портрета – Лаура Дианти – та самая женщина, на которой женился Альфонсо д’Эсте, последний муж Лукреции Борджиа, после того, как та скончалась. Какой контраст – та была тоненькой аристократкой с пепельными вьющимися волосами, а эта – пышнотелая брюнетка, скорей во вкусе Карла Брюллова, чем Тициана, да вдобавок еще и куртизанка, с трудом обучившаяся грамоте. Однако ее любовь с Альфонсо оказалась очень сильной, говорили, что он на ней женился, правда, тайно. Данная картина – видимо, первый пример в итальянском искусстве, когда монарх заказал парадный портрет своей фаворитки.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>