Историческая библиотека впервые представила широкой публике книжное искусство начала XIX века

Историческая библиотека впервые представила широкой публике книжное искусство начала XIX века

На этой выставке всего 50 экспонатов, но почти все они – раритеты.

«Пантеон российской печати». Государственная публичная историческая библиотека впервые открыла для широкой публики материалы о книжном искусстве начала XIX века. Выставка посвящена Платону Бекетову и его частной типографии. Экспозицию увидел Василий Алексеенко.

На этой выставке всего 50 экспонатов, но почти все они – уникальные, существуют всего в нескольких экземплярах. Большая часть тиражей типографии Платона Бекетова погибла в московском пожаре 1812 года. Это издание образцов типографских литер существует в двух экземплярах и таит в себе немало секретов.

«Каждая деталь рисунка, гравюры о чем-то говорила, что-то символизировала. Например, путь к знанию, просвещению, что-нибудь такое. Но мы сейчас, к сожалению, мало что понимаем», – рассказала куратор, заведующая отделом Государственной публичной исторической библиотеки России Людмила Ларионова.

Свою частную типографию Платон Петрович Бекетов создал в 1801 году. Точное количество впущенных изданий неизвестно, есть сведения о более сотни названий. В экспозиции – историческая и художественная литература, учебники, карты. Типография Бекетова считалась одной из лучших в Москве. Книги тщательно редактировались. Они печатались на хорошей бумаге, с иллюстрациями – авторами многих из них были крепостные мастера Бекетова.

«Бекетов предпринимает усилия, чтобы создать красивые иллюстрации на высоком уровне. Сейчас они могут смотреться какими-то примитивными, но тогда это было передовое что-то», – пояснила Людмила Ларионова.

Несмотря на качество, издания Бекетова были не особо популярны: они оказались слишком дорогими. Та же судьба постигла магнум опус Бекетова – «Пантеон российских авторов»: сборник портретов русских сочинителей от Бояна до Сумарокова, с очерками Николая Карамзина.

«Трагедия этих книг была в том, что в продаже они не получили популярности. Этот «Пантеон», который он создавал, эти иллюстрации, эти гравюры – они не расходились. Коммерчески был провальным проект», – сообщил директор Государственной публичной исторической библиотеки России Михаил Афанасьев.

Выставка рассказывает о том, что мы знаем о российском книжном деле начала XIX века и чего не знаем. Например, исчерпывающего биографического труда о Платоне Бекетове до сих пор нет.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>