В программе Дней Эрмитажа — три экспозиции, научная конференция, лекторий для всех интересующихся искусством и мастер-классы по реставрации для специалистов. Оценить работу «дочернего предприятия» — культурно-просветительского центра Эрмитаж-Урал, созданного в Екатеринбурге два года назад, приехал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
«Спутников Эрмитажа в стране несколько, но этот, на Урале, особенный, — подчеркнул он. — В Свердловске коллекция Эрмитажа пережила всю войну, поэтому у нас особые связи. Мы привезли в Екатеринбург экспонаты, которые были созданы местными мастерами. Их произведения — искусство мирового уровня».
Екатеринбург в конце XIX — начале XX века не был провинцией. Он мог соперничать с Европой не только в промышленной мощи, но и в сфере искусства и ремесел. Именно так обозначила концепцию выставки «Художники уральских заводов. Искусство второй половины XIX — начала XX века» один из ее кураторов Ксения Гилева. Более ста экспонатов из фондов Эрмитажа и других российских музеев представляют разные направления художественной деятельности уральских авторов: живопись, иконопись, произведения камнерезов и ювелиров, художественное литье из чугуна, златоустовское украшенное оружие. Например, в одной из витрин сияет дамасской сталью шедевр мастеров Златоуста — офицерская казачья шашка, преподнесенная императору Александру III.
Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский признался, что некоторые экспонаты уральской выставки он и сам видит впервые.
Роскошной, бархатной с золотом коляской, в которой в 1724 году император Петр I с супругой катался по Петергофу, встречает посетителей вторая экспозиция, состоящая целиком из предметов эрмитажных фондов. Она называется «Екатерина I — наследница дел Петра Великого» и приурочена к 300-летию основания Екатеринбурга. Выставка включает в себя 150 экспонатов, связанных с жизнью Екатерины Алексеевны и ее окружения. Портрет Екатерины, исполненный в 1717 году Жаном-Марком Натье, был отреставрирован специально для юбилейного проекта. А прижизненный портрет Петра I работы художника Яна Купецкого, недавний подарок мецената, Эрмитаж экспонирует впервые. Мраморные скульптуры Юноны и Юпитера работы Антонио Тарсиа, купленные в Венеции в 1718 году, ради выставки на Урале впервые покинули стены Эрмитажа.
Не обошлось и без сенсаций. Во время подготовки произведений к экспонированию реставраторы обнаружили автограф Петра Великого. В марте 1724 года царь сам изготовил из кости и черного дерева люстру-паникадило для церкви Петра и Павла в Олонце. Внутри на костяной пластине он собственноручно написал: «Сие приносица в знакъ благодарения господу богу за целебные воды зделано при оных марта в день 14 1724 Петр». А руки Екатерины прикасались к ювелирным украшениям и к агатовой чаше, подаренной курляндской правительницей Анной Иоанновной на рождение наследника. Все эти вещи имеют не только мемориальную, но и высокую художественную ценность.
Не обошлось и без сенсаций. Когда готовили произведения к отправке на Урал, обнаружили автограф Петра I
В рамках выставки одного шедевра, уже ставшей традиционным форматом для Дней Эрмитажа, экспонируется картина «Исполиновы горы» Каспара Давида Фридриха (1774-1840). Один из крупнейших мастеров немецкой романтической живописи, он является также значимой фигурой в истории мирового искусства. Но все же, наверное, ключевым экспонатом станет небольшой квадратный поднос 1723 года (год основания Екатеринбурга). «Первый плод из чистой меди» стал подношением от основателя металлургического завода Геннина императору Петру Великому.
Комментарии