В экспозиции представлено более 200 экспонатов из Петербурга и Москвы.
Русский музей открыл сегодня выставку к 165-летию со дня рождения Михаила Врубеля. В экспозиции – более двух сотен произведений из государственных и частных собраний Петербурга и Москвы.
«Самое сложное в изображении кустов сирени – написать воздух между цветами, но это и есть истинная красота». Это слова Михаила Врубеля, который умел рисовать воздух углем на бумаге и писать его маслом, такими вот плотными мазками.
К 165-летию мастера на выставке в Русском музее его работы и из московской Третьяковки и те, которые здесь – в Русском музее – давно не выставлялись. Врубель умел все – все жанры, все техники, умел больше. Божественное свечение Христа углем, а также перламутровые переливы жемчужной раковины. Эту ему подарили под пепельницу, но в результате – десятки изображений.
«Он абсолютно виртуозный рисовальщик. Ему покорялись очень сложные ситуации. Он в монохромных произведениях добивался эффекта многокрасочности, сложности тональных переходов, перламутрового блеска», – поделилась заведующая сектором рисунка XVIII – начала XX вв. Русского музея Наталья Соломатина.
Божественное и демоническое и в жизни и в творчестве у Врубеля всегда рядом. «Хождения по водам» – совершенно неожиданный взгляд и на Христа, и на сам библейский сюжет. И, конечно, его демоны. Этот – еще юный, полудемонический, как говорил сам Врубель.
«Это страсть, это те самые происходящие в человеке перемены. Его трудности – внутренние, душевные. И наоборот – его просветление, счастье. То, что есть у каждого человека, через что проходит каждый человек. Но Врубель воспринимал это экстремально», – отметила заместитель генерального директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова.
«После концерта» – это портрет жены, который сам Врубель называл портретом платья. Каждая складка – с поразительной живостью.
В прозрачных глазах маленького сына – снова врубелевский демон. Со смертью малыша обострилась психическая болезнь художника. В больнице его часто навещала супруга, а он рассказывал ей:» Сегодня написал 29 берез, а сегодня – розу в твоих руках». Последние работы – рисовал то, чем и была его жизнь: лица санитаров, смятая постель, да пустой стакан. Его последнее большое полотно – «Шестикрылый Серафим». Итог творческой жизни, одержимой демонами, Врубель подвел изображением ангела.
Комментарии