Взгляд Ефремова и песня Дорониной: открылась выставка к столетию Татьяны Лиозновой в РОСИЗО

Взгляд Ефремова и песня Дорониной: открылась выставка к столетию Татьяны Лиозновой в РОСИЗО

Если бы она родилась на сто лет раньше она была бы суфражисткой. Если бы Татьяна Михайловна жила и работала сейчас, ее бы признали иконой феминизма. Но Татьяна Лиознова была подлинной дочерью своей эпохи — ее называли «железной леди советского кино». Режиссер говорила, что ее детьми стали ее фильмы.Экспозицию «Мгновения Татьяны Лиозновой» (Андрей Райкина) поделили на части, посвященные кинокартинам. Всего в фильмографии их восемь: «Рано утром», «Память сердца», «Евдокия», «Им покоряется небо», «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Мы нижеподписавшиеся» и «Конец света с последующим симпозиумом

Но выставка начинается не с фильмов, а с признания — да, Нина Соломатина из «Карнавала» все-таки стала успешной артисткой. Знаменитая сцена: вот Ирина Муравьева поет песню «Спасибо, жизнь», вот за ее выступлением следит полный зрительный зал, а вот в это кресло вы можете присесть. И понять, насколько стихи Роберта Рождественского:

Спасибо, жизнь, за то, что этот щедрый век

Звучал во мне то щедростью, то болью

За ширь твоих дорог, в которых человек,

Все испытав, становится собою…

перекликаются с миропониманием Татьяны Лиозновой.

Первый зал посвящен атмосфере ранних фильмов: дебюту «Память сердца» по воспоминаниям английского летчика Ральфа Чедвика, в котором главную роль исполнила жена ее мастера Сергея Герасимова Тамара Макарова; полнометражной саге о семейной любви «Евдокия», фильму о дружбе советских летчиков «Им покоряется небо». Воспевание советской атмосферы 60-ых продолжаются в агитационных плакатах. Говорят, что в РОСИЗО собрана самая большая их коллекция.

Цитаты и кадры из фильмов рифмуются с содержанием советских киножурналов. Татьяна Лиознова начала увлекаться документалистикой после выпуска из ВГИКа, и даже ассистировала режиссеру по монтажу в картине «Освобождённый Китай», которую снял ее учитель Сергей Герасимов. Работа с кинохроникой во многом сформировала ее узнаваемый стиль.

Женщина на заводе: От него только хуже. На себя надо надеяться, поняла?

Надя Смирнова: Поняла.

Настроение фильма «Три тополя на Плющихе», вдохновенного песней «Нежность» Александры Пахмутовой, передается через сближение с пластическими искусствами и литературой. Посетители выставки помоложе замирают рядом с коллажем кадров из фильма: невозможно поверить, что советскую действительность (например, поездку Нюры и Саши по улицам Москвы) было возможно запечатлеть с такой поэтичностью. А взгляд, каким Олег Ефремов смотрит на случайно встреченную им женщину… Любит, все понимает, ничего не может изменить.

Мультижанровому художнику — мультимедийная выставка. Татьяна Лиознова часто обращалась к элементам документального кино, во всех ее ранних самостоятельных работах звучал закадровый голос, музыка к ее фильмам была написана на самые звучные современные стихи, и получившиеся песни («Нежность», «Позвони мне, позвони», «Мгновения») благодаря точному режиссерскому расчету мгновенно становились народными хитами. В экспозиции представили видео-хронику и фрагменты фильмов Лиозновой из коллекции Госфильмофонда, а в некоторых залах выставили повторы легендарных декораций.

Зал, который сделан в стилистике «Карнавала» — самый личный. История создания фильма иллюстрируется точным подбором мизансцен. Картина отразила непростые отношения Татьяны с отцом и матерью, вобрал в себя воспоминания о родном городе и горький опыт первых студенческих ошибок.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>