В США скончался известный кинооператор Майкл Чэпмен. За свою карьеру он снял более 30 фильмов, работал со многими режиссерами — Копполой, Спилбергом, Эшби. Но главный успех Чэпмену принесло сотрудничество с Мартином Скорсезе.
«Изображение должно служить истории, а не быть само по себе», — говорил Майкл Чэпмен. Для съемок этих кадров он часами ездил по ночным улицам Нью-Йорка. Панорамы со смазанными огнями на чернильном фоне. Картины уличной жизни, которые проплывают перед глазами таксиста. Скорсезе вспоминает: «для этого фильма нам не нужны были художники, город в объективе Майкла Чэпмена и так выглядел адски».
«Мы все чувствовали, что этот фильм невероятно нью-йоркский и пытались передать эмоции и наше видение города. Его известные и неизвестные стороны», — говорил Чэпмен.
«Нью-йоркская готика» — так назвали визуальный стиль «Таксиста». Значительная часть съемок проходила ночью, но Чэпмен предпочел отказаться от световых приборов или использовать их по минимуму. Ведущим приемом стал субъективный взгляд главного героя. Отсюда и специфическая атмосфера фильма, балансирующая на грани реальности и кошмарного сна.
«Я предпочитаю больше нерва, больше движения в кадре. Когда я снимаю для себя или работаю с другими режиссерами, я намеренно стараюсь привнести в кадр больше скорости», — признавался оператор.
В фильме «Бешеный бык» сцены боксерских поединков занимают всего несколько минут, но на их съемку потребовалось почти 6 недель. Решение Мартина Скорсезе: съемка боя только на одну камеру. Все остальное — искусства монтажа. Майкл Чэпмен говорил, что на ринге он был третьим бойцом.
«Это совсем не реалистичное кино. В особенности, это касается сцен боя. Все из-за Мартина. Съемки сцен боев были похожи на танцы. С четко прописанной хореографией. И у актеров, и у оператора в том числе», — подчеркивал Чэпмен.
«Кинематографические арии» — так назвали поединки в «Бешеном быке» коллеги-операторы. Во время съемок боевых сцен Чэпмен заставлял своих помощников вручную менять частоту кадров: так они получались реалистичнее. За всю свою карьеру Майкл Чэпмен ни разу не изменил правилу, которое часто повторял в интервью: «Труд оператора — опора всего фильма. Он один на своем горбу может вытащить картину».
Комментарии