«Феофан Грек и Андрей Рублев: музыка, рожденная Светом». Две оратории современного греческого композитора Савваса Каратзиаса, посвященные русским иконописцам, прозвучали в зале «Зарядье». Репортаж Антона Николаева.
На российскую премьеру своего произведения греческий композитор Саввас Каратзиас из-за отсутствия авиасообщения приехать не смог. Прислал видеообращение. Две оратории, посвященные двум великим иконописцам ‒ Феофану Греку и Андрею Рублеву, впервые будут исполнены вместе, как единое произведение. Это не случайно. Они вместе работали, расписывали Благовещенскую церковь Московского Кремля.
«Я очень рада, что это произведение было написано нашим соотечественником. И будет исполнено здесь, в Москве. Потому что через музыку, живопись, через культуру объединяются наши народы, что очень важно во время пандемии», ‒ отметила Чрезвычайный и Полномочный Посол Греческой Республики в РФ Екатерини Нассика.
Первая оратория «Феофан Грек» ‒ музыкальное посвящение композитора своему соотечественнику. Впрочем, Феофана Грека справедливо считать и русским иконописцем. После работы в Константинополе, его пригородах, а также крымской Феодосии, тогда называвшейся Кафой, он прибыл в Новгород, а затем Москву, где расписал несколько храмов.
Вторая оратория посвящена Андрею Рублеву.
«Как рассказывал сам Саввас, во многом его вдохновил фильм Тарковского «Андрей Рублев». И в фильме там есть, если многие помнят, видение Андрею, когда он разговаривает на развалинах, даже не развалинах, на пепелище порушенного храма, т.е. не порушенного, а оскверненного храма со своим предшественником Феофаном», ‒ говорит художественный руководитель и главный дирижер Московского Синодального хор Алексей Пузаков.
Творчество Андрея Рублева ‒ непревзойденная вершина русского искусства. Начинавший в качестве подмастерья у Феофана Грека, он стал основоположником русской школы иконописи. Именно его «Троица» ‒ канон для иконописцев, вплоть до наших дней. Музыка, посвященная Рублеву, минималистична. Автор, композитор Саввас Каратзиас ‒ последователь Арво Пярта.
«Очень важно в такой музыке ‒ это выдерживать паузу. Именно как раз в «Феофане Греке» и в «Андрее Рублеве» ‒ постоянные фразы, которые соединяются с паузами. Кто-то сказал, что в именно в паузе есть какая-то сверхъестественная музыка. Не все ее могут услышать», ‒ подчеркнул художественный руководитель, дирижер Молодежного Синодального хора Михаил Котельников.
Три хора ‒ Синодальный, Молодежный Синодальный и хор Елоховского собора, а также оркестр Voce Anima. Видеоряд дополняет главную идею произведения ‒ показать насколько в эпоху материального прогресса человечество нуждается в духовных переменах.
Комментарии