Букеты живых гвоздик — в знак признательности и любви — принесли уральцы и белорусы в день юбилея знаменитого «песняра» к его памятникам. Две бронзовые фигуры разделяют 2,5 тысячи километров. Один из памятников установлен в 2014 году в Екатеринбурге — где родился и вырос Владимир Мулявин, а второй появился три года назад в Минске, ставшем творческой родиной музыканта. Эти два памятника любимому артисту — совместный проект Свердловской области и Республики Беларусь. Как песня на два голоса.
— Владимир Мулявин оказал своим искусством большое влияние на музыкальную культуру Беларуси, на развитие языка. Сегодня такая же церемония проходит и в Минске, где установлен памятник артисту, кстати, хочу поблагодарить за эту инициативу губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева. Именно он внес предложение по установке двух памятников Мулявину в Минске и Екатеринбурге, — рассказал после церемонии возложения цветов руководитель отделения Посольства Республики Беларусь в Екатеринбурге Виталий Войтик.
Правда, сказать, какая из скульптур нравится ему больше, Войтик не смог. «Трудно сказать, обе хороши», подытожил он. Интересно, что памятник для Екатеринбурга выбирали белорусы, а минского «Мулявина» заказывали уральцы. Эксперты министерства культуры Беларуси назвали лучшим проектом работу своего земляка Сергея Логвина. Четырехметровую фигуру установили в центре Екатеринбурга, рядом с киноконцертным театром «Космос», где Владимир Георгиевич часто выступал вместе с ансамблем. Образ музыканта получился интересный и даже немного сказочный, считают горожане.
К ответному шагу уральцы готовились несколько лет и, кажется, «попали в точку». Минский Мулявин в исполнении Александра Кострюкова в два раза меньше екатеринбургского, но это как раз работает на особый — человеческий, а не концертный — образ певца. Говорят, на открытии со всех сторон звучало «Как живой!».
Несмотря наразницу температур (в Минске минус два, на Среднем Урале — минус 25) у двух торжественных церемоний было много общего — живые цветы, искренние слова. С гвоздиками пришла и двоюродная племянница музыканта, архитектор Людмила Иванова — единственная оставшаяся на Урале родственница Муляева.
— Он был очень скромным человеком, без всякой «звездности». Знаково, что памятник стоит около его любимого зала «Космос»; еще с детства все контрамарки на его концерты были мои, — вспоминает Людмила.
Оказывается, будущий худрук легендарных «Песняров» родился в Свердловске в 1941 году, в семье рабочего «Уралмашзавода» и швеи. Гитара дома была, но настоящую музыкальную подготовку мальчик получил в кружке Дома культуры. После школы поступил в Свердловское музыкальное училище. Правда, был исключен из него за создание джазового ансамбля. И хотя спустя некоторое время одаренного студента восстановили, Мулявин решил забрать документы.
Затем молодой артист-инструменталист работал в филармониях Томска, Кемерово, Читы, познакомился с музыкантами Тюмени и Петрозаводска, Оренбурга. В 1963 году его пригласили в Белорусскую филармонию. Спустя пять лет Мулявин вошел в состав ансамбля «Лявоны», а в 1970 году стал его художественным руководителем. Переименованный в «Песняры» коллектив выгодно отличался от других ВИА редким репертуаром: исполнял белорусские народные песни в современной аранжировке. «Косил Ясь конюшину», «Алеся», «Беловежская пуща»… За удивительную музыкальность и лиризм ансамбль удостоился множества наград, но самой главной из них стала любовь слушателей. В мае 2002 года Владимир Мулявин попал в автокатастрофу под Минском — перелом позвоночника, паралич… Спустя восемь месяцев артиста не стало.
Практически все родственники музыканта живут сегодня в Беларуси, но тесно общаются с Людмилой Ивановой.
— Со старшей дочерью от первого брака мы всегда на связи, она уже прислала видео из Минска, как они едут возлагать цветы к памятнику. Там в церемонии примут участие «Песняры». Люблю все песни, особенно «Крик птицы», «Аве Мария», их чем больше слушаешь, тем лучше понимаешь. Кстати, Белорусский народный оркестр сейчас делает аранжировки, и это о многом говорит — значит, там есть мелодия, есть над чем работать, есть что раскладывать на множество инструментов, — рассказала Людмила.
Иванова призналась, что когда жила рядом со знаменитым дядей, не особенно задумывалась о его таланте. «Только впоследствии, слушая музыку, стихи, понимаешь, что человек сделал очень много, особенно для белорусского народа, для языка», подытожила она.
Комментарии