Открывшаяся в Историческом музее выставка «Искусство древнего Кипра. Из собрания А.С. Уварова» вписывается в серию выставок, посвященных коллекционерам, чьи собрания стали основой этих музеев. Для Исторического музея такой ключевой фигурой был археолог граф Алексей Сергеевич Уваров (1825-1884). В сущности, он сыграл в создании музея ту же роль, которую много позже профессор Иван Владимирович Цветаев сыграет в создании Музея изящных искусств. Когда после знаменитой Политехнической выставки в Москве возникла идея создания постоянного музея, сохраняющего наиболее интересные экспонаты выставки, и Александр II в феврале 1872 года распорядился учредить комитет по созданию музея, все организационные заботы легли на плечи Уварова. Он был заместителем генерал-адъютанта А.А. Зеленого, возглавлявшего комитет, но тот жил в Петербурге, а Уваров — в Москве.
Именно Уваров хлопотал о получении земли под строительство музея Городской Думой, организовывал конкурс на лучший проект здания, его обсуждения и переделки… Он же составил в 1873-м проект экспозиции, который включал памятники от каменного века до царствования Александра II. За образец он брал датский Национальный музей в Копенгагене, где бывал в конце 1860-х. Уваров же разрабатывал варианты устава музея. Он же предоставил музею свои собрания археологических находок каменного, бронзового, железного веков, античных и славянских древностей, икон, рукописей… Уваров заказывал картины на исторические темы для оформления залов музея Айвазовскому, Васнецову, Семирадскому… Словом, Алексей Сергеевич оказался не только страстным коллекционером, увлеченным археологом, щедрым меценатом, но и отличным организатором музейного дела. Открытие Исторического музея 29 марта 1883 года без его трудов не могло бы состояться. Так что показ древностей из уваровской коллекции — это оммаж графу в год 150-летия ГИМа.
Тут надо сказать, что тот вклад Уварова в коллекции Исторического музея, сделанный во время его создания, стал не единственным. В его имении в Поречье было богатое собрание древнерусских рукописей, икон, монет, древней утвари и, разумеется, археологических находок. После революции большая часть этих коллекций была передана в Исторический музей, другая часть — в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Среди собраний, переданных в ГИМ, оказалась и чудесная коллекция кипрских древностей, большая часть которых перед зрителями появляется впервые.
История этой коллекции — отдельный сюжет. Разумеется, Уваров никогда не проводил раскопки на Кипре. Но археологией увлекался российский посланник Юзефович, который в 1870 году проводил раскопки в годы работы на Кипре «неподалеку от храма в гробницах». Благо археологией тогда «болели» многие — пример Генриха Шлимана заразителен. Какой храм консул имел в виду, история утаивает. Русский консул не был профессиональным археологом, он был собирателем древностей. Делал заметки для себя, а не вел строго дневник раскопок. Поэтому драгоценные находки оказались вне точного контекста — не только исторического, но и географического. Уваров, который у Юзефовича приобрел кипрские находки, готовил их описание и публикацию. Но не успел закончить работу.
Поэтому каталог, который готовит к выставке музей, фактически первый выход находок русского консула «в свет».
Значение этой коллекции определяется не только древностью и возможностью представить быт жителей «острова Киприды», но и шансом понять лучше связи внутри средиземноморских цивилизаций. Остров, находившийся на пересечении морских торговых путей, оказывался местом встречи торговцев, моряков из Крита и Греции, Северной Африки и Ближнего Востока. Морская торговля определяла и сплав традиций, и богатство острова.
Среди раритетов, представленных на выставке ГИМа, есть произведения совершенно замечательные. Даже среди терракотовых и известняковых статуэток II тысячелетия до н.э. выделяется портрет юной красавицы, сделанный из известняка. Он был частью надгробия, оказался — чистейшим образом острова богини любви.
Комментарии