В ГМИИ имени А.С.Пушкина открылась выставка «Восточный джаз»

В ГМИИ имени А.С.Пушкина открылась выставка «Восточный джаз»

Музей изобразительных искусств имени Пушкина представляет выставку «Восточный джаз». Основу экспозиции составили среднеазиатские ткани из коллекции Александра Клячина и более 20 полотен абстрактной живописи, собранных швейцарским коллекционером Жаном-Клодом Гандюром.

«Простота почти до варварства. Сложность почти головокружительная. Изысканность самого утонченного, замечтавшегося народа…», — писал Василий Кандинский, посетив в Мюнхене выставку персидских миниатюр. В конце XIX века Европа «открывает» Восток. Японские гравюры, которые впервые появились в Париже в виде упаковочной бумаги, буквально изменили сознание многих художников. Воспитанные на канонах античной красоты, они поняли, что искусство – это территория экспериментов.

«Искусство ислама, построенное на четких математических расчетах, построенное, с одной стороны, вроде бы по невероятно строгим канонам, тем не менее, оно показало, что любые правила можно нарушать. Это изменило их ментальность, это изменило их подход к искусству, подход к работе с цветом, с композицией, с пространством. Оно показало, что живопись может не быть нарративной», — отметила куратор выставки Сурия Садекова.

Что связывает живопись с миром текстиля? Почему в одном пространстве оказались столь непохожие виды изобразительного искусства? Связь давняя и прочная. Еще в 20-е годы прошлого столетия станковые художники — пионеры авангарда — осознанно избирают текстиль главным полем деятельности, со временем превращая орнаменты в инструмент абстрактного искусства.

«Это работа Симона Антая выполнена в очень необычной технике – мятого холста. Картина напоминает ткань с очень сложным узором. Называется работа – «Безгрешность», что отсылает нас к религиозным сюжетам и смыслам. Как было принято и на Востоке», — отметил коллекционер Жан Клод Гандюр.

«Восточный джаз» — это две крупнейшие частные коллекции — Жан Клод Гандюр отвечает здесь за живопись, Александр Клячин — за красоту Востока. Произведения разных эпох и цивилизаций вступают в диалог, а порой и в полемику.

«Это не первый эксперимент, когда я пытаюсь соединить эти ткани с профессиональным искусством. Они обладают потрясающей невероятной силой эмоциональной. Абсолютные гении приложили к ним руку. И великая традиция этого древнейшего искусства, она отложила свой отпечаток, поэтому, конечно же, существует некая борьба за зрителя», — рассказала директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

Это не игра «найди 10 отличий» в абстракциях и орнаментах. Как и богато расшитые восточнее ткани, экспозиция многослойная, призывающая не к дидактике, а к созерцанию.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>