Часть дуэлей не состоялась, но ведь они были объявлены. Пушкин бросал перчатку друзьям, вызывал на дуэль собственного дядю, уделявшего излишнее внимание пассии 17-летнего племянника. Он забывал о дуэлях, не приходил в назначенный час, заставляя переживать тревожные часы своих потенциальных противников. Дуэльный список будет обстоятельно рассмотрен.
«Спектакль по Пушкину и о Пушкине», как указано в афишах, идет два часа без антракта. Во время первого показа на публике, где присутствовали в основном друзья и родственники тех, кто выходил на сцену и участвовал в постановке, все рождалось буквально на наших глазах. Спектакль набухал словно почка, и это удивительное ощущение. Робкое начало сменилось мощным финалом, от которого до сих пор не по себе.
Кама Гинкас постоянно ставит Пушкина. Это его автор наряду с Чеховым и Достоевским. Он его чувствует кожей. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», из которых (а их пять), выбраны для сценической версии только «Метель» и «Выстрел», написаны Пушкиным в заточении, во время карантина в Болдине. Они обрамляются его стихами, разговорами о дуэлях. И хотя спектакль выходит в год 225-летия со дня рождения поэта, он не «датский». Тем не менее «Записки покойного Белкина» сыграют 6 июня в день юбилея.
Кама Гинкас дает разъяснение: «Этот товарищ с бакенбардами сыграл в моей жизни решающую роль. Так случилось, как бы это ни казалось смешным, что именно Александр Сергеевич вырвал меня из многолетней безработицы, сделал москвичом, вывез мои спектакли далеко за пределы эСэСэРа. Более того, я такой, какой я есть сейчас, благодаря А.С. Пушкину. Пора отдавать долги».
Их раздача началась не сегодня. В год 200-летия Пушкина Кама Гинкас поставил в МТЮЗе спектакль «Пушкин. Дуэль. Смерть». А до этого еще в Ленинграде — «Пушкина и Натали» с выдающимся артистом Виктором Гвоздицким, который зачитывал документы, свидетельства современников, переписку главных героев. Теперь мало кто так глубоко копает, погружаясь в архивы. Зачем? Довольно Википедии. Она теперь источник знаний, и герои спектакля к ней постоянно апеллируют, находя там сведения о многочисленных дуэлях Пушкина, принимая их на веру, раздражая некоторых зрителей. От Гинкаса они такого не ожидали, как и появления Марьи Гавриловны и Владимира в «Метели» на гироскутерах. Их стремительные и красивые пролеты напоминают скольжение по льду.
На сцене – минимум декораций. Художник Мария Утробина выстроила пространство, напоминающее склад. Здесь всего лишь несколько контейнеров с надписями: «Пушкин. Руками не трогать!», «Не кантовать». На одном из них изображена ветвь со спелыми яблоками. Еще три перевернутые и высохшие кроны опускаются с колосников, а потом уходят наверх и вновь нависают над сценой. Они словно выбелены и создают ощущение страшной сказки.
О жизни после смерти и о том, что происходит с Пушкиным в сегодняшнем мире, Кама Гинкас, наверняка, много думал. Главный русский поэт оказался в ответе за все, что было после него. Отсюда и финал, который наполняет тревогой, заставляет иначе прочувствовать все то, что только пронеслось перед нами подобно метели. Неожиданное появление гигантской посмертной маски Пушкина в черном футляре и опускающийся портрет Александра Сергеевича на смертном одре – зрелище не для слабонервных зрителей. По ходу спектакля и без того вспоминался формально не вошедший в него «Гробовщик» с призраками мертвецов. И вот, пожалуйста, не сон угрюмого гробовщика Андриана, а явь.
Потерь много. Владимир («правда, потом он настаивает, что он Сильвио» из «Выстрела», как сказано в программке) идет на войну и там умирает. Его так точно и современно играет талантливый ученик Камы Гинкаса Сергей Кузнецов. Он в кирзовых сапогах, стилизованном ватнике и галифе цвета хаки.
Умирает и отец Маши Гаврила Гаврилович, о котором в программке сказано: «может быть, он и есть покойный Белкин, чьи записки мы сегодня играем?». Его тепло и осязаемо играет Дмитрий Супонин. Ощущение небытия сопровождает как фон всю эту старинную жизнь, к которой нет больше возврата.
Остаются женщины. Хрупкая Марья Гавриловна принимает все скорби и потери. Ее играет прелестная молодая актриса Полина Кугушева, второй сезон работающая в МТЮЗе после окончания ГИТИСа, где она училась у Сергея Яшина.
«То так, то пятак», — игриво и вслед за Пушкиным повторяют актеры на все лады, то хором, то в одиночку. Нам постоянно напоминают, что они всего лишь лицедеи, и все мы находимся в театре, но есть и обычная жизнь за его пределами. Действие замешано на откровенной игре … в классики. Марья Гавриловна в какой-то момент становится Натали Гончаровой, стоит только сбросить валенки. Да и с валенками происходит чистой воды игра.
На арьерсцене появляются музыканты в масках – это ансамбль солистов камерного оркестра «Виртуозы Москвы» и квартет «Камерата». Звучит музыка Шопена и Шуберта, современного композитора Петра Климова. Трагический карнавал продолжается. Тут все у бездны на краю.
Комментарии