Авторство двух скульптурных портретов установили сотрудники Омского музея изобразительных искусств

Авторство двух скульптурных портретов установили сотрудники Омского музея изобразительных искусств

Сотрудники Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля установили авторство двух скульптурных портретов, которые хранятся в коллекции. Их создал участник первой выставки передвижников, скульптор Марк Антокольский.

«Бюст молодой женщины неизвестного автора» – с такой формулировкой в 1928 году поступила эта работа в омский музей из государственного фонда. Но лишь век спустя хранитель фонда скульптуры Евгений Груздов обратил внимание на характерные складки на одежде девушки. Похожую – естественную, а не парадную – проработку ткани он разглядел на фигуре «Нестора-летописца» Марка Антокольского из омской коллекции. А в одном из каталогов работ скульптора увидел портреты так называемой поляковской серии.

«Художник был настолько талантлив, что был «завален» и частными заказами. И как раз атрибутированные произведения из нашей коллекции подтверждают вот эту историю частного заказа», – пояснила директор Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Фарида Буреева.

Гипотеза о том, что омская незнакомка – одна из дочерей известного промышленника, строителя железных дорог и благотворителя Самуила Полякова подтвердилась. Мраморный аналог, который сейчас хранится в Вильнюсе, – родном городе скульптора – тому доказательство. Литовские коллеги подтвердили авторство работы. Сличив все произведения серии с генеалогией семьи, омский исследователь предположил, что в Сибири хранится портрет младшей дочери Самуила Полякова – Лидии.

«Это был большой заказ. То есть Самуил Соломонович заказал бюсты всей семьи. Вся «поляковская серия» была выполнена в двух материалах – в мраморе и в бронзе. И они разошлись по разным музеям Советского Союза. Помимо моделировки сама композиция бюста совпадает с тем, как выполнены портреты других двух дочерей и сына в этой серии. То есть это и размер, и пропорции, форма среза и ножка», – сообщил хранитель фонда скульптуры Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Евгений Груздов.

Лекало, по которому Антокольский создавал форму основания – так называемую ножку бюста, встречается и в мраморе, и в бронзе. У всех запечатленных скульптором дам знаменитого семейства есть какие-нибудь аксессуары. А еще омский бюст, как и все работы семейной серии Поляковых, неподписной. Что вполне логично: серию мастер делал на заказ для «внутреннего», семейного пользования. И исполнителя заказчик знал.

Нет подписи и на этом барельефе. Обращение к литературе о скульпторе позволило атрибутировать и его. «Произведение называется «Безвозвратная потеря», ну а искусствоведы уже добавляют «Портрет Льва Антокольского». В 1876 году в Риме у него умирает 4-летний сын. И он делает такую лиричную тонкую работу», – рассказал Евгений Груздов.

Существующий в единственном экземпляре портрет маленького Льва Антокольского хранился в семье скульптора, а после революции попал в государственный музейный фонд. В Омск работа поступила в 20-е годы прошлого века уже безымянной. Впервые после персональной выставки скульптора в 1880 году в Санкт-Петербурге барельеф представлен в экспозиции проекта «Право на правду», посвященного 150-летию Товарищества передвижных художественных выставок.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>