Выставка, объединяющая послевоенное искусство Запада и Востока Европы, открылась в Пушкинском

Выставка, объединяющая послевоенное искусство Запада и Востока Европы, открылась в Пушкинском

В мировой истории музейно-выставочной деятельности это – одна из наиболее удачных попыток объять необъятное. В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась экспозиция под названием «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945 — 1968 годов». То есть, с точки зрения международных кураторов этого проекта – искусство послевоенной четверти века будущим не являлось, оно его только готовило.

Будущее оцифровалось, и жизнь сама на себя перестала быть похожей. Искусство означенного периода – это была еще сама жизнь, ее еще можно было пощупать, будь это даже абстрактная картина или первая инсталляция. Это действительно был совершенно необъятный массив произведений современного искусства, избранная часть которого, числом в несколько сотен объектов, была продемонстрирована вначале в Брюсселе, затем в германском Карлсруэ, теперь в Москве, где уместились только две сотни. Рассказывает Анна Галинская.

Четыре года подготовки, пятьдесят европейских собраний из восемнадцати стран Западной и Восточной Европы, всего двести работ. Чтобы разместить их, на две недели закрыли весь второй этаж Пушкинского музея. В Москву шедевры приехали из Карлсруэ, где эта же экспозиция была дополнена еще четырьмя сотнями мультимедийных работ. На видео видно масштаб той выставки – шестьсот предметов искусства и никакого разделения по странам. Советское искусство признали европейским.

Главные произведения той выставки приехали в Россию, здесь экспозицию дополнили работами из московских собраний.

Главный куратор проекта, художник и теоретик современного искусства Петер Вайбель в Москву прилетел накануне вернисажа. Потрясен насыщенностью выставки – в одном пространстве сконцентрировано послевоенное искусство по обе стороны железного занавеса.

«Вот эти работы очень важны. Обе датированы 63-м годом, только написаны в разных странах. Но посмотрите, это «Завернутые предметы» Краснопевцева, а это – «Упаковка» Христо. Тот же предмет, только настоящий», – добавляет Петер Вайбель(Германия).

И Петер Вайбель, и все, кто работал над выставкой, уверены, что это не случайность. Разными способами в совершенно разных местах авторы говорили об одном и чувствовали похоже: верный признак художественного единства Европы. Вот «Сталинград» немецкого художника Ханса Рихтера, а рядом – «Падающий воин» англичанина Генри Мура. Вот «Флаг мира» Брацо Дмитриевича, а рядом – «Черный флаг» Марселя Бродхарса.

«Выставка выглядит абсолютно традиционно в рамках тех великих выставок, начатых с «Москвы – Парижа», которые говорят об очень существенных социокультурных явлениях на протяжении всего этого времени. Такие проекты бывают редко, потому что их сделать трудно. Они требуют огромных усилий разного рода. И наступают всегда в тот момент истории, когда они особенно необходимы. И сейчас такой момент», – признается директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

«Лицом к будущему» называется выставка – это послание из прошлого нам, нынешним. Возвращение к истории, переосмысление ошибок – вот главная задача проекта. Самыми разными средствами. Пабло Пикассо изображает «резню в Корее», Александр Дейнека «мирно строит» завтрашний день. Несколько разделов выставки посвящены холодной войне и ее давлению на художников. Но основное внимание – работам тех, кто выступал за «обнуление искусства». Это арт в чистом виде – холст, белый цвет, движение, свет.

Франсуа Морелле один из первых, кто из зрителя сделал соучастника, участника действия. Вот, например, я могу влиять на этот световой объект, нажимая на педаль. Сильно или легко, быстро или медленно – этот неоновый свет зависит от силы моего нажатия

Там, где свет – будущее. Для поколения 60-х ознаменованное рекламой, комфортом, изобилием – это «новые реализмы», когда не надо писать натюрморт – его можно сделать. 23 года развития искусства – время страха и надежд. Поэтому два главных экспоната – «Разрушенный город» Осипа Цадкина и «Синий глобус» Ива Кляйна. Два взгляда на одну эпоху.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>