В Москве открывается выставка «Общественная архитектура – будущее Европы»

В Москве открывается выставка «Общественная архитектура – будущее Европы»

Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы» сегодня открывается в Музее имени Щусева. В экспозиции – уже осуществленные, еще не реализованные и даже воображаемые проекты.

Платформа Болафьядль – тонкий пандус на высоте 638 метров, установленный на старейшем горном хребте Исландии. Проект «Осторожное вмешательство» – не просто смотровая площадка, это «общественный амфитеатр», где узкие тропинки вдоль расщелин провоцируют людей на диалог. А это уже «сакральное пространство» – место для тишины и покоя в самой северной точке Пиренейского полуострова – Эстака де Барес. Общественная архитектура или архитектура для общества? – правильную формулу здесь ищут более 40 специалистов со всего мира.

«Нет правильного ответа на вопрос: какой должна быть общественная архитектура. Подходов просто не счесть! И это наглядно показано на нашей выставке, где нет ни одного схожего проекта. Каждый архитектор старается учитывать культурное наследие, и я даже сказала бы привычки своей страны», – пояснила куратор выставки Валерия Романини.

Как вписать современную архитектуру в ландшафт старого города, не спровоцировав скандал в обществе? Архитектура – это все еще борьба за возможность создавать новый мир. Эти стеклянные купола на площади Независимости в Софии покрывают археологические раскопки, датируемые пятым веком до нашей эры, и создают функциональное пространство для выставок. Компромисс, который в архитектуре удается найти не часто.

«Сумасшедший авангардист или тот, кто создает скучные серые коробки – в архитектуре всегда существовали эти две крайности. Но ведь есть и третий вариант – прогрессивный архитектор, который формирует прагматичное и одновременно утопическое пространство – идеальное место», – говорит архитектор Лоренцо Пагнамента.

Именно люди заставляют меняться города, говорят архитекторы. Проектировщики стараются сделать окружающую среду понятной, удобной и привлекательной. При этом понимая, что и сама архитектура способствует трансформации личности. Это искусство общения, только вот к диалогу сами люди зачастую не готовы.

«Общество не совсем понимает, о чем говорить. Например, один из последних крупных архитектурных споров в Санкт-Петербурге – по поводу Тучкова буяна. Выяснилось, что предложения, которые даются архитекторами, не воспринимаются местными жителями, но в целом жителям Петербурга они нравятся. Но людям, которые живут в непосредственной близости с Тучковым буяном, они не нравятся. Они говорят: «Ну вот, у нас будет тут парк, велосипедисты, ролики, дети, нам все это будет мешать жить». Это вечное противостояние как бы между нуждами сообщества и нуждами общества целиком – это сложнейший вопрос», – размышляет директор Музея архитектуры им. Щусева Елизавета Лихачева.

Долгие годы в архитектуре было много желающих бить по рукам: люди, устанавливающие черту, за которую заходить нельзя. Именно поэтому было множество упущенных возможностей, говорят проектировщики. Сейчас один из главных вызовов для них – строить здания, которые не захочется демонтировать через десять лет. Такие разные, участники выставки уверены в одном, для архитектуры наступает новое время. И если композитор может сочинять музыку в миноре, а художник создавать картину в мрачных тонах, то архитектура – всегда вера в лучшее будущее, которая движет обществом.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>