В Великом Новгороде нашли старинные фрески. Раньше они считались утраченными, но теперь помогут узнать, как в XII столетии выглядела церковь Благовещения на Рюриковом городище. Репортаж Анастасии Тэммо.
Три месяца напряженной работы и невероятного азарта. За октябрь, ноябрь и декабрь реставраторам удалось обработать 15 тысяч фрагментов, которые, наконец, начали выстраиваться в цельную композицию. То, что сейчас выложено на большом столе, когда-то украшало южную стену апсиды жертвенника церкви Благовещения на Рюриковом городище, построенной в начале XII века.
Расписывали ее в то же время, поэтому уже сейчас многие ученые считают эту монументальную живопись древнейшей. «Нашли надпись, сделанную глаголицей. Специалисты считают, что это самая крупная надпись такого рода», — рассказала заведующая Центром реставрации монументальной живописи НГМЗ Тамара Анисимова.
Текст уже расшифрован. И подпись, сделанная уже кириллицей. Другой большой текст, прочитанный еще раньше — о смерти Всеволода, сына Мстислава Великого. Того самого князя, построившего этот храм.
«Есть фрагменты исключительной красоты. Живопись была очень яркая, она прекрасно сохранена, эта живопись пролежала в земле более 700 лет», — отметила Тамара Анисимова.
Фрески XII века долгие годы считались уничтоженными. И находка стала сенсационной. Хотя, признаются реставраторы, заставила понервничать всех: фрески были сильно раздавлены, буквально утрамбованы в землю. И если бы не технология извлечения фрагментов с помощью циклодекана — склеивающего материала, похожего на парафин — восстановить их не получилось бы вовсе.
«Теперь мы уже точно знаем, что в главном алтаре шли фигуры святителей, потому что у нас есть прекрасный фрагмент белых одежд с фрагментом руки», — объяснила Тамара Анисимова.
Из более 1200 планшетов реставраторы обработали только 150. Так что, Новый год, уверены они, принесет новые открытия.
Комментарии