В Воронеже продолжается Платоновский фестиваль искусств. Одна из главных программ посвящена писателю. В этом году отмечается 120-летие со дня рождения Андрея Платонова, поэтому внимание к его наследию особое. О том, как оно вдохновляет режиссеров и художников не только из России — в репортаже Ирины Разумовской.
Помимо памятника Андрею Платонову в самом центре Воронежа, города, где он родился, в эти дни фестиваля, который носит его имя, появился еще и необычный гигантский портрет писателя. Камера «считывает» его сразу, а вот человеческий глаз — нет. Прохожие всматриваются долго в эту многослойную пространственную инсталляцию под названием «Платонов смотрит на нас». Её автор — московский художник Артём Стефанов. Необычную технологию в уличном искусстве разработал сам!
«Я беру фотоизображение, которое раскладываю на полигоны, это такие треугольники разных тонов, и потом их делю по ингредиенту от самых тёмных к светлым цветам», — объясняет Артём Стефанов.
Выкрасить каждый слой в определенный, выверенный тон — самое сложное. Неделя ушла на то, чтобы все детали вырезать, затем каждую Артем сам красил в течение пяти дней. Делал эту работу специально для смотра. Нести культуру в массы — одна из главных целей Платоновского фестиваля искусств. Мы находимся в крупнейшем торговом центре Воронежа. Здесь расположилась самая масштабная в этом году выставка современного искусства в рамках фестиваля. Любой желающий может посетить её абсолютно бесплатно.
В экспозицию под названием «Штурм лабиринта» кураторы отобрали 9 работ видео-арта из Московского и Пермского музеев современного искусства и личных собраний художников из разных городов.
«Мы отбирали работы на основании какого-то даже малейшего отношения к вселенной Платонова. То есть вопросы одиночества, отчуждения, роли художника в жизни страны, вообще человечность и роль человека в истории», — говорит куратор выставки Екатерина Малахова.
Этот анимационный фильм Михаила Максимова называется «Чевенгур», создан по мотивам творчества и жизни Андрея Платонова.
«Платонов на столько же непростой писатель, на сколько видео-арт считается непонятным жанром современного искусства», — говорят кураторы. Эта выставка подходит для знакомства и с одним и с другим. 4 спектакля по Платонову в этом году в программе фестиваля. Постановку Иоана Арделиана «14 красных избушек», во-первых, впервые показывают в России, а во-вторых, это первое обращение к Платонову на американской сцене. Этот спектакль приехал из Нью-Йорка вместе со старейшим экспериментальным театром «Medicine Show Theatre Ensemble».
«Это, конечно, было серьезным испытанием, опытом и упражнением и для нашего зрителя, и прежде всего для артистов. Мы пробирались через его текст, бесконечные слои смыслов. И до сих пор, играя, обнаруживаем новые значения этой пьесы. Знаете, мы вообще к этому не привыкли!», — делится режиссер Иоан Арделиан.
Тяжелей всего по началу американским артистам было понять значения слов «колхоз», «кулак», «коллективизация». А взяться за этот текст труппе предложил Колумбийский университет. К 100-летию революции в Российском институте там занимались переводом этой пьесы на английский язык. Могли ли тогда артисты из Нью-Йорка представить себе, что они окажутся на родине Андрея Платонова — в Воронеже.
Комментарии